
Рим., 103 зач., X, 1-10.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Двадцатый век стал временем возникновения так называемого карго-культа. Речь — о новой форме язычества, возникшей на островах Тихого океана в ходе Второй мировой войны. Американское командование поддерживало провизией собственные войска и туземное население, сбрасывая грузы на парашютах. Коренные обитатели островов считали, что падавшие с неба ящики с продуктами и одеждой, являются дарами богов. И очень расстроились, когда однажды эти дары перестали поступать.
Туземцы посчитали, что они прогневали небесных покровителей. Поэтому островитяне забросили прежние религиозные традиции и ввели новые. Они стали возводить из пальмовых веток макеты самолетов и диспетчерских вышек. Поклоняться им, молясь о ниспослании продуктов и одежды. Туземцы имитировали поведение американских военнослужащих и даже рисовали у себя на животах и спинах надпись USA, считая её священной. Конечно же, подобные действия результатов не принесли.
При разговоре о карго-культе мы имеем дело с очевидной путаницей, возникшей в сознании коренных тихоокеанцев. Они оказались не способны отличить главное от второстепенного, не смогли осознать, что было истинной причиной появления на островах одежды и продуктов. Над поведением туземцев можно сколько угодно потешаться, но, на самом деле, подобное магическое мышление не является редкостью. И его с лёгкостью можно обнаружить и в окружающей нас реальности. Достаточно посмотреть, например, на то, сколько рекламы услуг экстрасенсов присутствует на просторах интернета и прочих средств массовой информации.
Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к римлянам также посвящён теме ограниченного и по факту магического сознания. Апостол с сожалением говорит о неприятии древним Израилем учения Спасителя. Для ветхозаветных иудеев нормы закона Моисея оказались самодостаточны — их щепетильное исполнение воспринималось как гарантированный способ получения от Бога обещанных милостей. Павел указывает на неправоту подобного мышления и прямо пишет следующее: «конец (то есть цель) закона — Христос». Заповеди Моисея, как и вся ветхозаветная традиция, были только инструментом подготовки избранного народа к принятию Спасителя. Но, к сожалению, средство оказалось в данном случае важнее цели.
Нечто подобное можно наблюдать и сегодня в поведении некоторых прихожан и даже священнослужителей, убеждённых в том, что совершение ритуальных действий без искренней веры и благочестивой жизни могут принести желаемый и даже гарантированный результат. Бывает, что человек, пришедший в храм из-за какой-то беды, не ищет причин случившегося в собственной жизни, а спрашивает — к какой иконе лучше поставить свечку? Сколько денег пожертвовать, чтобы неприятности прекратились? Вместо желания найти Бога и примириться с Ним, мы обнаруживаем стремление отделаться от Бога как бы благочестивыми средствами. И тут вспоминается высказывание одного религиозного мыслителя 19-го века Серена Кьеркегора: «Религия может стать ширмой, за которой мы прячемся от Бога».
Апостол Павел в десятой главе послания к римлянам призывает читателей отказаться от такого способа мышления. Проповедник Божий указывает на необходимость совмещения искренней веры сердца и исполнения заповедей Божиих — «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». От Господа нельзя откупиться, ему не нужны бездушные обряды. И Он не хочет, чтобы мы прятались за ширмой магической религиозности. Каждого человека Он просит не замыкаться на временном, материальном, но помнить о задачах более возвышенных и благородных. Главная из которых — через веру в Сына Божьего наполнить жизнь благодатью Небесной, открыть для себя Царство Господне, ставшее доступным благодаря Иисус Христу и реализовать принципы евангельской святости в повседневной жизни.
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема