Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19
Отрывок, который мы только что услышали, принято называть исповедание Петра. От лица всех апостолов он впервые открыто признал, что их Учитель не просто пророк, подобно Илие, Иеремии или Иоанну Крестителю, но Мессия, о пришествии Которого предсказывали святые древности и Которого долгие годы ждал еврейский народ. Примечателен ответ Спасителя. Следует разобрать его подробнее, так как в нём зашифрованы важные духовные истины, напрямую касающиеся жизни Церкви и каждого из нас в ней.
Во-первых, Христос говорит, что Симон, а именно таково было еврейское имя Петра, блажен, то есть, наполнен благодатью. Потому что он додумался до этого не своим человеческим умом, не благодаря своему житейскому опыту, но в результате особого Божественного вдохновения.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, как Христос называет Петра. Еврейское имя апостола было Симон, Шимон. Однако Господь даёт ему новое имя — камень, скала. По-арамейски, на языке, на котором и состоялся этот диалог, камень звучит как Кифа. В греческом языке, на котором и было написано Евангелие, камень, скала обозначается словом петрос. Отсюда и имя Пётр, каким мы привыкли называть апостола. Примечательно то, что Петра за его характер вряд ли можно было назвать камнем. Скорее он был пламень. Многочисленные евангельские эпизоды свидетельствуют о его темпераментности, импульсивности и горячности. В этом легко убедиться, если мы выйдем за рамки услышанного отрывка. Уже в следующем эпизоде Пётр начинает перечить Спасителю, отговаривать Его от креста, за что Тот даже называет его сатаной, то есть, противником. Поэтому камнем Господь называет апостола именно за ту твёрдую веру, которую он продемонстрировал благодаря действию на него божественной благодати. Иными словами, камень — это не столько сам Пётр, по своему человеческому характеру, сколько тот дар веры, которая позволила ему увидеть в Иисусе Сына Божия и Мессию.
Отсюда становятся понятными и дальнейшие слова Спасителя. Он говорит, что на этом камне будет создана Церковь. Речь идёт не столько о том, что Петр будет занимать исключительное положение среди апостолов и не о том, что он будет выступать посредником между ними и Богом. Но скорее о том, что Церковь Христова появится и будет существовать до конца времён именно благодаря подобной живой вере, которая будет жить в людях благодаря действию в их сердцах Святого Духа.
Наконец, Господь даёт Петру ключи Царства Небесного и власть вязать и решить. Опять же, речь идёт не конкретно о Петре, но о всяком, кто обладает такой же благодатной верой, которую, апостол продемонстрировал благодаря божественному вдохновению. Всякий, в ком действует подобная благодать, уже здесь на земле открыл для себя Царство Небесное и способен передать этот опыт окружающим. Вместе с этим такой человек имеет силы «вязать и решить», то есть способен в силу своего духовного состояния ходатайствовать перед Богом за других людей: просить о том, чтобы Господь просветил их, направил на путь Истины. Устроил их жизнь так, чтобы они сами испытали на себе чудо духовного пробуждения и кардинально изменили свою жизнь.
Всем этим можем обладать и мы, те, кто называет себя христианами. Однако лишь в той мере, в какой будем иметь такую же горячую веру, какую имел один из первоверховных апостолов Спасителя Симон-Кифа-Пётр.