Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Изначально христианство не знало каких-либо особых постов и постных дней, они пришли в нашу жизнь далеко не сразу и входили в неё постепенно. Более того, христианство не знало и каких-либо ограничений сродни тех, которые были и есть свойственны иудаизму. Но вскоре после начала распространения Благой вести, в Церковь начали входить не только христиане из иудеев, но и бывшие язычники. Естественным образом возник простой практический вопрос: а что делать с традиционными для иудаизма пищевыми ограничениями? Должны ли христиане следить за ритуальной чистотой пищи? Могут ли христиане, к примеру, есть свинину и запивать мясо молоком? Эти вопросы породили довольно напряжённую дискуссию в Древней Церкви, естественно, что апостол Павел мимо неё не мог пройти, он вынужден был дать свой ответ, который мы только что услышали. Апостол сводит вопрос о пищевых ограничениях к вере. Чья-то вера требует внимательного отношения к пище, чья-то, напротив, совершенно не касается этого вопроса. Павел выразил свою мысль кратко, но чрезвычайно ёмко: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи». В мысли апостола Павла может показаться непривычным и странным то, что тех, кто предпочитает воздерживаться от определённой пищи и ест исключительно овощи, Павел называет «немощными», тогда как мы привыкли к обратному, с нашей точки зрения как раз строгость в отношении пищи показывает крепость веры. Более того, именно об этом мы говорим тем, кто только начинает церковную жизнь, мы рекомендуем таким людям не пытаться поститься так, как то делают более опытные христиане, призываем не смотреть на монашеские постные уставы, говорим, что всё необходимо делать постепенно по мере возрастания в вере. Но у апостола Павла всё наоборот. И это может показаться странным.
На самом же деле ничего странного в словах апостола нет. В ту эпоху, когда было написано Послание к Римлянам, христиане из язычников подвергались серьёзному давлению со стороны христиан из иудеев, а последние полагали, что пост должен быть, причём не просто пост, а тот, который предписывает традиция иудаизма, известная в настоящее время как кашрут. Но такой пост противоречит логике христианства, ведь Сам Бог в видении сказал первоверховному апостолу Петру на его отказ вкушать запрещённую законом иудаизма пищу так: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 11:9). Чтобы следовать этой логике, необходимо было иметь крепкую веру и не бояться людей. Сегодня же всё наоборот: тот, кто соблюдает установленные Церковью посты чаще всего превращается в изгоя даже в собственной семье, на таких людей наше общество смотрит как странных и непонятных персонажей, чтобы быть верным церковной традиции в наше время нужна крепкая вера и глубокая убеждённость. Но при этом конечный смысл воззвания апостола Павла не утратил и, судя по всему, никогда не утратит своей актуальности: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Малые дороги России». Юрий Веденин
У нас в студии был доктор географических наук Юрий Веденин.
Разговор шел о малых дорогах России, как путешествия по ним помогают понимать историю родной земли, ее святынь и памятников культуры. Кроме того мы говорили о том, как меняется отношение к дорогам и путешествиям, как исчезают малые населенные пункты и дороги и можно ли их сохранять и возрождать.
Все выпуски программы Светлый вечер