
Апостол Павел
Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одной из самых заметных особенностей Евангелия от Матфея является количество приведённых в нём цитат из Ветхого Завета. Причина обильного цитирования известна: апостол Матфей адресовал своё Евангелие израильтянам, которые прекрасно знали тексты Писания, а потому апостол активно использует Ветхий Завет для своего рассказа о Христе. Нечто подобное мы видим и в Послании апостола Павла к Римлянам: Павел часто и охотно добавляет в свой текст ветхозаветные цитаты, это указывает на то, что его основной целевой аудиторией в Послании к Римлянам были римские выходцы из Израиля. Нам стоит держать это обстоятельство в памяти, если мы хотим понять суть только что услышанного отрывка.
В нём апостол Павел говорит о распространении проповеди о Христе, причём говорит весьма категорично, он утверждает, что вера во Христа возможна только при условии предварительной передачи информации о Христе: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Вполне очевидно, что адресаты апостола в ответ на эту мысль могли бы сказать, что им не был проповедан Христос, Павел предвосхищает этот аргумент немного видоизменённой цитатой из 18-го псалма: «По всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их». Сама по себе эта цитата ещё раз указывает на то, что апостол обращался к людям, прекрасно знающим Ветхий Завет, ведь собственно цитата кажется довольно расплывчатой и не имеющий прямого отношения к сути затронутой темы, тогда как для любого человека, знакомого с 18-м псалмом очевидно, что здесь речь идёт о проповеди славы Божией через видимое глазом творение. Павел своей цитатой расширяет прочтение псалма и уверяет, что весть о Христе ни от кого не сокрыта, от неё можно уклоняться лишь сознательно. Дальнейшие цитаты из Ветхого Завета здесь призваны подчеркнуть эту же мысль: Христос Сам выходит навстречу человеку, Он ни от кого не прячется, а если кто-то Его не знает и не замечает, то это вопрос сознательного выбора человека.
К глубокому сожалению апостола, многие его братья по крови выбрали путь отрицания Христовых Воплощения, Воскресения и Вознесения, это их выбор, но этот выбор, по мысли апостола, не отменяет особого отношения Бога к народу Израиля, Павел убеждён, что «не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал». Эту апостольскую мысль легко перенести на всё человечество в целом: Бог всегда остаётся верен Себе, Он «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Солохаул. Крестовая пустынь

В Лазаревском районе города Сочи, на левом берегу реки Шахе стоит посёлок Солохаул, окружённый субтропическим лесом. Лианы, папоротники, плющ, самшитовые рощи... Умиротворяющая тишина. На вершины высоких зелёных гор ложатся облака. С давних времён селились тут христианские отшельники, чтобы проводить жизнь в уединении, посте и молитве. И сегодня здесь живут монахи: посреди первозданной красоты кавказских предгорий расположилась православная обитель — мужской монастырь Крестовая Пустынь.
Стены из дикого камня, украшенные мозаикой, а за ними солнечно-жёлтая церковь с шатровой колокольней — храм Воздвижения Честного Креста Господня. Есть в Крестовой пустыни и второй храм — небольшая домовая церковь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Она находится на втором этаже братского корпуса. Рядом — трапезная и хозяйственные постройки. На монастырском дворе тихонько шелестят листьями высокие пальмы и открывается чудесный вид на заснеженную вершину горы Фишт. Обитель совсем небольшая и довольно молодая. Основана она в 2000-м году. Монастырь построен по проекту сочинского архитектора Бориса Бабакова мастерами из Сербии. Крестовая пустынь была задумана как символ духовного братства русского и сербского народов, а вот устав у монастыря — афонский. Правда, в отличие от Святой горы, женщинам посещать Крестовую пустынь не запрещено.
Маленький горный монастырь всегда открыт для верующих. Люди приезжают сюда поклониться святыням — частице Животворящего (Животворящева) Креста Господня, частицам мощей Николая Чудотворца и преподобного Силуана Афонского, а также увидеть башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Паломники молятся перед чудотворным образом Божьей матери «Троеручица» — в Крестовой пустыни находится список с иконы из афонского сербского монастыря Хиландар. А по дороге в обитель, на развилке дорог, стоит часовня в честь этого образа Пресвятой Богородицы.
Неподалёку от монастыря, в гуще леса, где на разные голоса щебечут птицы, паломников встречает святой источник великомученика и целителя Пантелеимона — две купели из необтёсанного камня, поросшего зелёным мхом. Вода в них прозрачная, удивительного изумрудно-лазурного цвета. Она стекает сюда прямо с гор небольшими водопадами. Здесь можно с молитвой совершить омовение, унеся с собою воспоминания о Крестовой Пустыни — чудесном монастыре посреди высоких южных гор.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 11. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Желая дать точный ответ на какой-нибудь вопрос, современный человек зачастую ищет его в интернете, а не в напечатанной книге. При этом всё чаще люди видят небрежности и неточности в ответах, которые дают поисковые системы. А уж если речь идёт о новостной информации, ошибкам или даже сознательному искажению фактов, кажется, нет числа. Но как же верующим жить в мире, в котором о правде много говорят, но на деле постоянно ею пренебрегают? Ответ на этот вопрос звучит в 11-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Слово «правда» в русском языке многозначно. Когда люди его употребляют, они могут иметь в виду истину факта, представления о справедливости или даже правильный поступок. Ведь мы можем не только говорить друг другу правду, но и поступать по правде. Причём в данном случае под правдой понимается не просто какое-то правило, но нечто более глубокое, связанное с заповедями Божиими и высшей справедливостью. Многие взрослые люди могут помнить диалог из фильма «Брат», в котором главный герой задавал всем один и тот же вопрос: в чём сила? И сам отвечал на него так: я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Эта фраза в своё время была очень известна, но мало кто и сегодня понимает, что она напрямую связана со словами, когда-то сказанными святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде». И правда здесь, конечно, не просто верная информация, но глубинная праведность и правильность слов и дел человека, их соответствие высшей правде.
Псалом, который мы сейчас услышали, — это буквально вопль Давида с просьбой к Богу о помощи. И беспокоят царя в данном случае не внешние враги, не природные катаклизмы, но тотальная лживость людей, которые его окружают. Он ищет и не находит праведников, как будто бы они исчезли, как будто бы уже нет тех, кто стремится к верности, тех, кто останавливается перед ложью, считая её недопустимой. Причём мотивация этих людей очень интересная: они говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?" То есть они лгут, будучи уверены, что своей ложью всех смогут победить, в то время как сами не будут ни от кого зависеть, то есть будут всеми управлять. Удивительным образом выходит, что использование лжи для получения власти и управления другими, которое кому-нибудь может показаться очень современным, знакомо уже Давиду, а если призадуматься, то и Адаму с Евой.
Однако Давид знает, что в итоге Господь наведёт на земле порядок. Да, пусть это будет сделано не сразу, но ради страданий нищих и воздыханий бедных, ради обманутых, оболганных, направленных по ложному пути, не разобравшихся в хитросплетениях чужих рассуждений, Господь истребит лживые уста людей, говоривших горделивые речи. Напротив, пострадавших за правду, по слову Давида, Господь сохранит и защитит. Причём для псалмопевца это не какие-то неизвестные люди, но он сам и те, кто его окружают. Не случайно в греческом варианте псалма, он говорит: «Ты, Господи, защитишь нас и сохранишь нас».
Что же делать христианину в мире, столько говорящем о правде, но не имеющем правды на самом деле? Во-первых, надеяться на Бога и Его правду, ведь по слову Христову, алчущие и жаждущие правды — насытятся. И, во-вторых, стремиться самим жить по правде Божией.
Псалом 11. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 11. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 11. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном.
Псалом Давида
2 Спаси (меня), Господи, ибо не стало праведного,
ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему;
уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые,
язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим,
уста наши с нами; кто нам господин?»
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных
ныне восстану, говорит Господь,
поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые,
серебро, очищенное от земли в горниле,
семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их,
соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые,
когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.