Священномученик Иоанн Шишов родился в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году, в селе рядом с городом Камышловым, тогда Пермской губернии, а ныне - Свердловской области. Он получил духовное образование, женился и стал священником. Отец Иоанн с тысяча девятьсотого года служил в селе Мироновском Верхотурского уезда. Священник много лет входил в Православное миссионерское общество, в котором отвечал за так называемые "Палестинские чтения". Он организовывал для крестьян лекции о деятельности Православного Палестинского общества, собирал средства в его пользу. Летом тысяча девятьсот восемнадцатого года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. В августе в село Мироновское вошел отряд красноармейцев. Они явились к обоим священникам, служившим в сельском храме - отцу Иоанну Шишову и отцу Иоасафу Панову. Им объявили о поступившем доносе с обвинением в антисоветской агитации и приказали следовать в штаб полка. С отцом Иоанном поехал недавно вернувшийся из австрийского плена сын Владимир, а с отцом Иоасафом - сын Сергей. Конвой с заключенными отъехал версту от села. Внезапно отряд остановился. Священникам и Сергею приказали слезть с лошадей и стать в шеренгу. Последовал залп из ружей. Владимира Шишова убийцы не тронули. В две тысячи втором году иерей Иоанн Шишов был прославлен в лике святых. Его сын Владимир стал известным художником, чьи картины есть в галереях Екатеринбурга и Перми.
26 августа. О почитании мощей святых

23 августа, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре.
На проповеди после завершения богослужения Святейший Патриарх говорил о почитании мощей святых.
Вся история этого особого почитания мучеников, исповедников, а позже и святых, преподобных и богоносных отцов связана, в том числе, и с прославлениями их останков. Сейчас эти останки покоятся в прекрасных, роскошных, а иногда из драгоценных металлов сделанных раках, что выражает наше благоговение перед этими останками, нашу любовь к святому угоднику.
Вот как всякий раз, когда прикасаемся к этим ракам, молимся ведь, чтобы угодник Божий помог нам. И вот удивительно, молимся не год, не два, не десять, не сто, — тысячи лет. И вот возникает вопрос: а как вы это можете объяснить, ну какой такой традицией, ну какой такой памятью вы можете это объяснить?
Да, есть память к выдающимся историческим личностям, к императорам, царям, президентам, верховным главнокомандующим. Сколько людей было выдающихся, их имена вписаны в историю, но никому ведь и в голову не придёт лобызать их гроб, их останки.
Мы Богослужебное поклонение обращаем к этим останкам прославленных святых угодников, потому что знаем: они у Бога, и они по любви своей, в том числе и к нам, особенно в тех местах, где они служили, трудились, молились, несомненно, возносят о нас молитву ко Престолу Божьему.
И вот эта молитва праведников, угодников Божьих, она имеет непосредственное отношение к каждому из нас. И когда мы о чём-то просим святого, то верим, что он пред Престолом Божьим о нас Самого Господа попросит. И наши, часто немощные молитвы, во много крат обогащённые молитвами святого угодника, к которому мы обращаемся, приклоняют к нам милость Господа и Спасителя нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 августа. О значении слов для христиан

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Кто во Христе, тот новая тварь».
О нашем обновлении во Христе — игумен Павел (Полуков).
В этих словах апостол в первую очередь обращается к древним пророчествам о новом мире, о новом человеке, о новом человечестве. И мы видим, что вот это всё новое происходит благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа. По большому счёту, заслуги человека в этом нет, есть воля и есть распятие и воскресение, которое обновило человечество.
И теперь верующие в Господа нашего Иисуса Христа составляют как бы новое человечество. В чём проявляется эта новизна? Кроме познания единого истинного Бога, Который пострадал за людей и Своим воскресением открыл и нам этот путь.
В преодолении своих страстей, в другом поведении совершенно, мы видим это уже у древних христиан: когда одни во время эпидемии покидают города, христиане остаются ухаживать за больными.
В подвиге князей Бориса и Глеба, которые поступили, уже будучи воспитаны в христианстве, противоположно своему отцу, князю Владимиру, когда он пребывал в язычестве и смог убить своего брата для того, чтобы занять княжеский престол. Святые Борис и Глеб не делали этого, они принесли себя в жертву, будучи христианами, ради мира и ради предотвращения кровопролития.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 августа. О Новом завете с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Древнее прошло, теперь все новое».
О Новом завете с Богом — священник Алексий Дудин.
Сегодня Церковь говорит нам о двух наследствах. Одно наследство мы, как все люди, имеем через Адама. Ведь по плоти своей мы произошли через нашего праотца, но через нашего праотца, кроме всего доброго, что он имел, мы наследуем также и тот грех, который является неотъемлемой частью жизни человеческой. Та часть, которая отравляет его бытие, лишает возможность человека избавиться от болезней, избавиться от смерти.
Для того чтобы человеку приобрести новое единение, единение вечное со своим Творцом, ему нужно новое наследство, новые отношения, ему нужно новое единение. И это единение происходит не через Адама, а через Христа. Новый Завет, если говорить другими словами, новый договор, новые отношения.
Это как прививка к дикой яблоне, к которой привили добрую ветку, и эта ветка начинает приносить истинные сладкие плоды. Так и человек, если он принимает прививку христианства, он становится новой тварью, он становится новым сыном Божьим, с обновлённым заветом, с обновлённым договором, с обновлёнными отношениями.
И самое главное, что эти отношения строятся с Богом, как с любящим Отцом.
Все выпуски программы Актуальная тема