Отправился однажды молодой охотник по имени Айнан в тайгу на охоту. Увидел белку, прицелился в неё из лука, выстрелил, да не попал. Махнула она рыжим хвостом, вскочила на высокую ёлку, с ёлки на берёзу перепрыгнула, с берёзы на лиственницу.
«Выходит, зря меня называют метким охотником, если я обычную зверушку добыть не могу, — сказал сам себе Айнан. — А что, если это не белка, а сама моя Удача? И если сейчас её упустить, не будет мне вовек на охоте везения».
Целый день гнался молодой охотник за резвым зверьком, но, сколько не стрелял, никак попасть не смог. И от этого его охотничий азарт только ещё больше разгорелся. Вот уже и вечер наступил, а он по тайге без всякого толка бегал.
Ближе к ночи доскакала белка до незнакомой юрты на краю леса и уселась над ней на высокой сосне.
Подбежал охотник к сосне, прицелился, выстрелил в белку — и надо же! — опять не попал. Прошла стрела мимо и упала в трубу юрты.
— Эй, хозяева, отдайте, вынесите мне стрелу! — крикнул молодой охотник. Но никто стрелу ему не вынес и ничего не ответил.
Вошёл Айнанв юрту, пригляделся в темноте. Смотрит — сидит в углу женщина, одна-одинёшенька, закутанная в шубу из шкур, а в потухшем очаге стрела его лежит.
«Похоже, не случайно меня белка к этой юрте привела, — решил юноша, — Может, и не белка это вовсе, а моя Судьба и я здесь свою суженую найду?»
Снял Айнан у себя с шеи свадебный амулет, чтобы на невесту надеть и сказал:
— Здравствуй, красавица. Сама Удача и Судьба меня к тебе привела, стань моей женой.
— Кто это там на пороге штоит? — раздался ему в ответ скрипучий голос. — Я плохо вижу, поближе подойди... И раждуй огонь в очаге, а то у меня щил нет.
Раздул Айнан в очаге потухшие угли, обернулся — и обомлел. Сидит в углу древняя старуха, на вид не меньше ста лет. И как только ему в темноте невеста померещилась!
— Что ты там бормотал под нос? — говорит она юноше. — Повтори-ка мне в ухо, а то я ничего не шлышала.
Обрадовался Айнан, что старушка не расслышала его предложения, спрятал поскорее в карман свадебный подарок.
— Простите, бабушка, что нарушил ваш покой, — громко сказал юноша. — Моя стрела случайно в вашу юрту попала, я пришёл её забрать.
— Жабирай, жабирай, — кивнула старушка. — А мне шпать охота... Шпасибо, что помог мне очаг разжечь...
Бредёт юноша ночью по тайге, о корни деревьев в темноте спотыкается, и думает про себя: «Кто решил, будто белка — моя удача и судьба? Это же я сам и придумал. Обычная белка, в которую я попасть не мог и целый день напрасно потерял. Иногда воображение слишком далеко заводит. Моя удача будет, если я к утру домой без приключений вернусь».
(по мотивам якутской народной сказки)
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.