
Отправился однажды молодой охотник по имени Айнан в тайгу на охоту. Увидел белку, прицелился в неё из лука, выстрелил, да не попал. Махнула она рыжим хвостом, вскочила на высокую ёлку, с ёлки на берёзу перепрыгнула, с берёзы на лиственницу.
«Выходит, зря меня называют метким охотником, если я обычную зверушку добыть не могу, — сказал сам себе Айнан. — А что, если это не белка, а сама моя Удача? И если сейчас её упустить, не будет мне вовек на охоте везения».
Целый день гнался молодой охотник за резвым зверьком, но, сколько не стрелял, никак попасть не смог. И от этого его охотничий азарт только ещё больше разгорелся. Вот уже и вечер наступил, а он по тайге без всякого толка бегал.
Ближе к ночи доскакала белка до незнакомой юрты на краю леса и уселась над ней на высокой сосне.
Подбежал охотник к сосне, прицелился, выстрелил в белку — и надо же! — опять не попал. Прошла стрела мимо и упала в трубу юрты.
— Эй, хозяева, отдайте, вынесите мне стрелу! — крикнул молодой охотник. Но никто стрелу ему не вынес и ничего не ответил.
Вошёл Айнанв юрту, пригляделся в темноте. Смотрит — сидит в углу женщина, одна-одинёшенька, закутанная в шубу из шкур, а в потухшем очаге стрела его лежит.
«Похоже, не случайно меня белка к этой юрте привела, — решил юноша, — Может, и не белка это вовсе, а моя Судьба и я здесь свою суженую найду?»
Снял Айнан у себя с шеи свадебный амулет, чтобы на невесту надеть и сказал:
— Здравствуй, красавица. Сама Удача и Судьба меня к тебе привела, стань моей женой.
— Кто это там на пороге штоит? — раздался ему в ответ скрипучий голос. — Я плохо вижу, поближе подойди... И раждуй огонь в очаге, а то у меня щил нет.
Раздул Айнан в очаге потухшие угли, обернулся — и обомлел. Сидит в углу древняя старуха, на вид не меньше ста лет. И как только ему в темноте невеста померещилась!
— Что ты там бормотал под нос? — говорит она юноше. — Повтори-ка мне в ухо, а то я ничего не шлышала.
Обрадовался Айнан, что старушка не расслышала его предложения, спрятал поскорее в карман свадебный подарок.
— Простите, бабушка, что нарушил ваш покой, — громко сказал юноша. — Моя стрела случайно в вашу юрту попала, я пришёл её забрать.
— Жабирай, жабирай, — кивнула старушка. — А мне шпать охота... Шпасибо, что помог мне очаг разжечь...
Бредёт юноша ночью по тайге, о корни деревьев в темноте спотыкается, и думает про себя: «Кто решил, будто белка — моя удача и судьба? Это же я сам и придумал. Обычная белка, в которую я попасть не мог и целый день напрасно потерял. Иногда воображение слишком далеко заводит. Моя удача будет, если я к утру домой без приключений вернусь».
(по мотивам якутской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема