Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59
Самый, пожалуй, важный Христов призыв звучит в Евангелии как некий рефрен, он повторяется неоднократно, и выражен он в таких словах: «Кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). В другом месте, в Евангелии от Луки, та же самая мысль звучит чуть иначе, но суть её сохраняется: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). То есть исполнение слова Божия — это залог вечной жизни, через соблюдение слов Христа мы становимся наследниками Его Воскресения, слово Христово — это то, что меняет наше естество и устраняет крайне трагичные последствия грехопадения первых людей. Там — в раю — Адам и Ева пошли на нарушение слова, сказанного Богом, следовательно, как и вообще с любым грехом, для исцеления нужно противоположное действие — соблюдение слова.
Это то, что несмотря на очевидную банальность, почему-то очень непросто осознать. Чаще всего, когда дело доходит до практики, то евангельские слова каким-то совершенно непостижимым образом улетучиваются из памяти, а если этого и не происходит, то находится масса логических приёмов, которые позволяют трактовать евангельские повеления Христа невероятно широким образом. А ещё зачастую кажется, что существуют важные и не очень важные заповеди. К примеру, любому христианину очевидно, что супружеская измена недопустима, и что это тяжёлый грех, тогда как, к примеру, к осуждению у большинства христиан очень лёгкое и свободное отношение. Но ведь Господь нигде не говорил, что есть какое-то деление на первостепенные и все прочие заповеди. Исключение лишь одно — заповедь о любви к Богу и человеку, это первая и важнейшая заповедь (см. Мф. 22:35–40), все же остальные слова и повеления Спасителя равны между собой. А если говорить о запрете на осуждение, то об этом Господь сказал особо, Он увязал соблюдение этой заповеди с будущим судом: «Не суди́те, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
На днях я узнал о существовании одного женского монастыря в Греции, в котором сёстрам строго-настрого запрещено между собой говорить о ком бы то ни было ещё. Неважно, в каком контексте. Можно лишь о себе самих и о том, что никоим образом не касается какого-то третьего. Самое удивительное, что сёстры действительно так делают. Я попытался им подражать. И, скажу честно, у меня не получилось. Совсем не получилось. Это оказалось не просто сложно, это для меня оказалось невозможно. Очень советую попробовать провести такой же эксперимент, он сделает очевидным то, насколько сильно наши повседневные разговоры затрагивают других людей, а раз это так, то станет очевидным и наше пренебрежение к словам Христа, и через это мы поймём, в какую сторону необходимо двигаться, чтобы Христово Воскресение превратилось из исторического факта в нашу личную и живую реальность.