
— Удивительно, Андрей Борисович. Я увидела здесь, в Ярославском художественном музее, картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» — и так захотелось домой, в Москву! Хотя, казалось бы, и моста этого в столице уже не существует, и город теперь совсем иной.
— Город меняется, что говорить! Как ностальгически вздыхал герой старого отечественного фильма: «Москва молодеет, я старею». Но всё-таки Васнецов в своей работе сумел ухватить узнаваемое качество столицы, над которым время как будто не властно. Я говорю про яркость, праздничность её архитектурного облика.
— То, что делает Москву сказочной. Когда смотришь на картину Васнецова, дух захватывает от панорамы с разноцветными шатрами, куполами, зубчатыми стенами Кремля. И восьмипролётный Всехсвятский мост, который дал полотну название, был органичной частью этого головокружительного вида.
— Не только вида, но и самой жизни старой Москвы. На мосту всегда было шумно и многолюдно. Здесь торговали всякой всячиной. В боковых арках мукомолы устраивали мельницы, у подножия работали бани.
— А по праздникам, судя по картине Васнецова, на Всехсвятском мосту проходили народные гулянья. Художник показал, как москвичей, одетых на старинный манер, веселят скоморохи. Это, наверное, Масленица?
— Верно! Видите, снег на картине выглядит влажным, осевшим. Таким он бывает в преддверии весны.
— Поразительное внимание к деталям у художника.
— Причём, он старался точно передать не только подробности погоды. Чтобы воссоздать на полотне утраченные фрагменты исторического облика Москвы, Аполлинарий Михайлович провёл настоящую научную работу.
— В буквальном смысле научную, или вы образно выразились?
— В самом что ни на есть буквальном. Полотно «Всехсвятский мост» — порождение не только художественного таланта, но и точной науки. Картина была написана в 1901 году, а запечатлённый на ней мост разобрали из-за ветхости на полвека раньше. Васнецов его даже в детстве не видел, художник родился, когда этот берег Москва-реки выглядел уже совсем иначе. Внешний вид моста и его окрестностей живописец восстанавливал по историческим документам, для этого он целые дни проводил в архивах и библиотеках.
— Достойно уважения!
— И восхищения! Аполлинарий Михайлович составлял чертежи, на которых чёрным цветом отмечал исчезнувшие постройки, а красным — сохранившиеся. Данные для этого он черпал не только в архивах, но и участвуя в археологических раскопках. Васнецов настолько погрузился в тему, что его включили в государственную комиссию по изучению старой Москвы и реставрации памятников.
— То есть, Аполлинарий Васнецов реализовал себя как историк.
— И как живописец! Взгляните на небо на картине «Всехсвятский мост». Какая богатая палитра, какое разнообразие оттенков, переливов!
— Это правда. Кажется, что облака движутся, настолько они живые.
— Аполлинарий Васнецов создал свой особый стиль — исторический пейзаж. И картина «Всехсвятский мост» — один из ярких его образцов. Документальная достоверность сочетается здесь с вдохновенным изображением природы. И в этом уникальном сочетании проявилось бережное, внимательное, трепетное отношение художника к родному краю, его любовь к Отчизне.
Картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Предначинательный псалом

Сидела я однажды на скалистом берегу Чёрного моря на полуострове Тарханкут, в западной части Крыма. Солнце медленно опускалось к горизонту, подсвечивая море. Прозрачная морская вода переливалась оттенками голубого, синего и изумрудно-зелёного цвета. Я смотрела на эту красоту и чувство восхищения не покидало меня. Как же совершенно сотворённое Богом.
Чувство радости и благодати от созерцания Божьего мира замечательно выразил царь Давид в одном из своих псалмов. Речь идёт о 103-м псалме, в котором древний пророк благодарит Господа за сотворённый мир и за то, как премудро, как дивно он устроен. Строчки из этого псалма легли в основу молитвы, с которой начинается каждое вечернее богослужение. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебном уставе это песнопение называется «Предначинательный псалом». И то, что именно с него начинается служба, а точнее весь богослужебный суточный круг, — очень символично. Ведь текст псалма отсылает нас к сотворению нашего мира — то есть к началу его существования — и восхваляет Творца, Его премудрость и величие.
«Благословляй, душа моя, Господа! — так начинается песнопение в переводе на русский язык. — Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи». Вот как первая часть песнопения звучит на церковнославянском языке: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́ Го́споди. Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́. Благослове́н еси́ Го́споди».
Давайте послушаем первый фрагмент предначинательного псалма.
Второй фрагмент песнопения почти не требует перевода на русский язык. Вот как он звучит по-церковнославянски: «На гора́х ста́нут (то есть встанут) во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. Посреде́ гор про́йдут во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди».
Давайте послушаем вторую часть песнопения.
Третья часть песнопения тоже вполне понятна на церковнославянском языке. Вот её текст: «Вся (то есть „всё“) прему́дростию сотвори́л еси́ (то есть „Ты сотворил“). Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся́».
Послушаем третью часть предначинательного псалма.
В будничные дни предначинательный псалом читается. А священник в это время молится перед закрытыми Царскими вратами — дверьми в центре иконостаса, ведущими в алтарь. Этот момент богослужения напоминает об Адаме, стоявшем некогда перед воротами рая, из которого он был изгнан Господом за непослушание.
В праздничные службы псалом торжественно исполняется церковным хором, а священник в это время обходит храм и кадит благовонным дымом иконы и всех прихожан — в напоминание человеку о том, что он создан по образу и подобию Божьему и призван к святости. А ещё кадильный дым отсылает нас к образу благодатного Святого Духа, оживотворяющего сотворённый мир и всё сущее в нём.
Благодать Святого Духа коснулась и моего сердца тем далёким днём на скалистом берегу Чёрного моря. Я поняла тогда, что красота сотворённого мира — во всём, что нас ежедневно окружает. В снежинке, упавшей на ладонь, в плывущих по небу облаках, в наших домашних питомцах — прекрасных пушистых созданиях, и, конечно, в нас самих, ведь каждый из нас — творение Господа. Наверное, это и есть счастье — радоваться Божьему миру и ощущать себя его частью. Слава Тебе, Господи, сотворившему всё.
Давайте послушаем Предначинательный псалом полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Трезвый образ жизни». Валерий Доронкин, прот. Илья Шугаев
У нас в гостях были настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости и епархиального отдела утверждения трезвости Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илья Шугаев и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Разговор шел о том, чем опасны алкогольная и другие виды зависимостей, о чем стоит помнить родителям, чтобы уберечь детей от них, а также что может помочь побороть зависимость и вести трезвый образ жизни.
Все выпуски программы Делатели
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема