— Удивительно, Андрей Борисович. Я увидела здесь, в Ярославском художественном музее, картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» — и так захотелось домой, в Москву! Хотя, казалось бы, и моста этого в столице уже не существует, и город теперь совсем иной.
— Город меняется, что говорить! Как ностальгически вздыхал герой старого отечественного фильма: «Москва молодеет, я старею». Но всё-таки Васнецов в своей работе сумел ухватить узнаваемое качество столицы, над которым время как будто не властно. Я говорю про яркость, праздничность её архитектурного облика.
— То, что делает Москву сказочной. Когда смотришь на картину Васнецова, дух захватывает от панорамы с разноцветными шатрами, куполами, зубчатыми стенами Кремля. И восьмипролётный Всехсвятский мост, который дал полотну название, был органичной частью этого головокружительного вида.
— Не только вида, но и самой жизни старой Москвы. На мосту всегда было шумно и многолюдно. Здесь торговали всякой всячиной. В боковых арках мукомолы устраивали мельницы, у подножия работали бани.
— А по праздникам, судя по картине Васнецова, на Всехсвятском мосту проходили народные гулянья. Художник показал, как москвичей, одетых на старинный манер, веселят скоморохи. Это, наверное, Масленица?
— Верно! Видите, снег на картине выглядит влажным, осевшим. Таким он бывает в преддверии весны.
— Поразительное внимание к деталям у художника.
— Причём, он старался точно передать не только подробности погоды. Чтобы воссоздать на полотне утраченные фрагменты исторического облика Москвы, Аполлинарий Михайлович провёл настоящую научную работу.
— В буквальном смысле научную, или вы образно выразились?
— В самом что ни на есть буквальном. Полотно «Всехсвятский мост» — порождение не только художественного таланта, но и точной науки. Картина была написана в 1901 году, а запечатлённый на ней мост разобрали из-за ветхости на полвека раньше. Васнецов его даже в детстве не видел, художник родился, когда этот берег Москва-реки выглядел уже совсем иначе. Внешний вид моста и его окрестностей живописец восстанавливал по историческим документам, для этого он целые дни проводил в архивах и библиотеках.
— Достойно уважения!
— И восхищения! Аполлинарий Михайлович составлял чертежи, на которых чёрным цветом отмечал исчезнувшие постройки, а красным — сохранившиеся. Данные для этого он черпал не только в архивах, но и участвуя в археологических раскопках. Васнецов настолько погрузился в тему, что его включили в государственную комиссию по изучению старой Москвы и реставрации памятников.
— То есть, Аполлинарий Васнецов реализовал себя как историк.
— И как живописец! Взгляните на небо на картине «Всехсвятский мост». Какая богатая палитра, какое разнообразие оттенков, переливов!
— Это правда. Кажется, что облака движутся, настолько они живые.
— Аполлинарий Васнецов создал свой особый стиль — исторический пейзаж. И картина «Всехсвятский мост» — один из ярких его образцов. Документальная достоверность сочетается здесь с вдохновенным изображением природы. И в этом уникальном сочетании проявилось бережное, внимательное, трепетное отношение художника к родному краю, его любовь к Отчизне.
Картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».