Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33
Человек выросший в современном мире привык, что многое можно доказать. Мы живем в такое время, когда ученые пытаются измерить и определить даже любовь, указывая на работу определённых рецепторов в мозге. Научные доказательства отличается тем, что она принудительны, нравится нам это или нет, но если мозг действительно работает по определенным законам значит какие-то вещи о нём можно сказать точно. Если вода действительно состоит из водорода и кислорода, с этим фактом так же не поспорить.
И всё же, не стоит забывать, что существуют в мире вещи недоказуемые. Причем они таковы не в силу своей таинственности, не в силу того, что человек ещё не познал каких-то процессов, а просто в силу того, что они связаны с предпочтениями с вкусами. Вполне вероятно, что уже сегодня ученые смогут сказать, что я люблю определённые фрукты, потому что мне чего-то не хватает в организме. Но навряд ли можно подобными же методами обосновать, почему кто-то предпочитает Моцарта Бетховену или Айвазовского Верещагину. Музыку и картины можно изучать объективно, как звуки и краски, но как определить вкус?
Однако кроме «законов физики» и «вкусовых предпочтений», есть явления пограничные, которые, с одной стороны, принимаются обществом безоговорочно, с другой не имеют для человека каких-либо объективных оснований. Примером в данном случае может быть обычай или закон. Теоретически он мог бы быть любым, но люди принимают его в определенной форме и следуют ему. Но не все законы и обычаи таковы. В отличие от мирских законов, закон иудейский был дан Богом. Мы верим, что евреи не просто договорились и приняли его на какого-нибудь референдуме, но получили от Бога через пророка Моисея. Причем, в отличие от законов мироздания, которые сегодня открывают ученые и которые говорят как устроен мир, законы Божии говорят о том, как он должен быть устроен, как должно быть устроено человеческое общество.
Казалось бы, если речь идет об откровении Божием, о том, что невозможно изменить, как можно говорить о какой-то свободе внутри этих законов? Но при внимательном прочтении мы увидим, что они нередко определяли только некоторые самые общие положения, остальное отдавая на откуп людям. Иными словами, люди должны были жить по закону, но многое при этом решать по совести. Но что происходит? Те, кто был призван стать мерилом нравственности и мерилом веры, начинают использовать закон по своему вкусу, мерить и размышлять, и оправдывать им свои представления.
В сегодняшнем чтении мы слышим как саддукеи подходит к Христу и спрашивают его о том, чьей женой по воскресении мертвых будет женщина побывавшая женой семи братьев? Здесь стоит напомнить что по закону левирата женщина, у которой умер муж, должна была вступить в общение с его братом, для того чтобы он восстановил его род, восстановил его семя, как тогда говорили. Кажется они знают закон, раз доходят в рассуждениях до таких тонкостей. Но в том-то и дело, что они не знают Писания по настоящему, но знают и принимают только то, что им интересно, что играет им на руку. И кто это? Саддукеи, первосвященники народа израильского, которые должны быть примером остальным верующим.
Кажется все это давно в прошлом, мы живем в другое время и по другим законам. Но разве мы не поступаем с ними так же? Разве не трактуем себе в угоду Писание? Разве не знаем, что Бог силен помочь нам, если мы со своей стороны, будем честны, искренни и открыты перед Ним?