Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69
Христос воскресе!
Знаменитый французский антрополог Клод Леви-Стросс одну из самых известных своих статей озаглавил так — «Все мы каннибалы». Речь в данном тексте идёт не в прямом смысле о поедании одних людей другими. Вовсе нет. Леви-Стросс отмечает, что человеку свойственно вбирать в себя всё то, что происходит вокруг него. Общаясь с кем-то, мы на подсознательном уровне заимствуем слова, жесты, образы, интонации, а ещё копируем логику принятия тех или иных решений.
Подобное поведение присуще каждому из нас. Взаимодействуя с окружающими, мы как бы поглощаем, в переносном смысле поедаем их. Потому Леви-Стросс и констатирует — все мы (люди) — каннибалы. От этого никуда не уйти, не спрятаться. Вот почему человек должен с особым вниманием подходить к тому, с кем он общается, что читает, слушает, смотрит. Входящая в нас информация — вербальная и невербальная — меняют нас на самом глубоком уровне нашего бытия. И если уж один человек способен оказывать такое влияние на другого, что уж говорить о Боге! И сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас задуматься о том, какими способами Господь воздействует на нашу жизнь.
В прозвучавшем отрывке из Евангелия от Иоанна мы слышим речь Спасителя о хлебе жизни, то есть о Евхаристии. Христос обращается к апостолам и всем собравшимся в капернаумской синагоге с такими словами: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём». Оригинальный (греческий) текст Писания не оставляет какого-то пространства для отвлечённого символизма. Там, где Господь Иисус говорит о вкушении Его Тела, используется совсем не возвышенный глагол «фао», который в переводе на русский означает «жевать, перемалывать зубами». Христос прямо призывает слушателей есть Его Плоть и пить Его Кровь.
Посетителей синагоги и некоторых учеников слова Христа возмутили и испугали. Иудеям времён Спасителя прекрасно известны были нравы современных им язычников, которые и человеческие жертвоприношения устраивали, и каннибализмом занимались. Возникшие со словами Христа ассоциации были крайне неприятными. Апостол Иоанн печально констатирует: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Проповедь Спасителя о хлебе Жизни даже для постоянных слушателей оказалась неприемлемой. Апостол Пётр и остальные одиннадцать тоже смутились, но в итоге оказалось, что их доверие Христу победило смущение. Они поняли, что речь идет не о людоедстве, а о чём-то ином — духовном и таинственном.
В отношении таинства Евхаристии в славянской церковной традиции используется замечательное слово — Причастие. Многим из нас оно уже кажется привычным. И мы перестаём осознавать смысл этого слова. А зря! Ведь именно в слове «причастие» отражена вся суть замысла Божия о нас. Христос через таинство Евхаристии, в котором по молитвам Церкви хлеб становится Телом Спасителя, а вино — Его Кровью, делится с нами Своим Божественным бытием. Мы становимся причастниками до того недосягаемой, возвышенной реальности. В Евхаристии нам даётся возможность почувствовать уже здесь на земле, что значит — быть частью Царства Божия. Всякий, кто с верой, благоговением и любовью участвовал в этом таинстве, на собственном опыте может подтвердить, что в сердце приходят радость и мир, ум просвещается, а душа наполняется надеждой. Но это удивительное переживание — только зачаток того, что ожидает нас в грядущем Царстве Божием, где нашедшие во Христе жизнь и утешение уже никогда не умрут, но будут пребывать в Боге и с Богом навеки.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!