
Деян., 21 зач., VIII, 40 — IX, 19.
Глава 8.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Глава 9.
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали историю о призвании на апостольское служение Павла, одного из столпов христианской Церкви. Судьба этого человека очень примечательна. По происхождению он был евреем, однако имел римское гражданство и получил блестящее по тем временам греко-римское, а также традиционное религиозное иудейское образование. От юности Савл, именно так звали Павла до обращения в христианство, хотел всеми силами служить Богу. А потому он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия и старины, которые были хранителями закона Моисея и старались скрупулёзно его исполнять. Когда возникло христианство, он вместе со своими соратниками почувствовал в нём серьезную угрозу для традиции иудейской веры. А потому в числе других ревнителей благочестия посвятил себя искоренению этого зловредного, на его взгляд, учения. Можно сказать, он видел в этом свой священный долг. Ранее мы слышали, что, ещё будучи юношей, он принимал участие в казни первомученика Стефана, стерёг одежды палачей. В сегодняшнем чтении перед нами взрослый, самостоятельный человек, который добивается от Синедриона (Высшего религиозного совета) специального предписания ехать в Дамаск и уничтожать последователей Христа там. Однако в дороге ему является Тот, против Которого он воевал. Среди прочих Господь говорит Савлу очень примечательные слова: «Трудно тебе идти против рожна», то есть, трудно тебе идти грудью на острие, ты же сам себя ранишь и терзаешь. О чём идёт речь? Бог видит душу Савла. Он видит его горячее сердце и искреннее стремление служить Творцу. Но при этом он видит и то, что злоба Савла, его агрессия и фанатизм — это следствие того, что где-то глубоко внутри себя он чувствует, что делает что-то не так. Чего-то ему не хватает. Иными словами, Савл глубоко не удовлетворён своей духовной жизнью и пытается восполнить её недостаток преследованием христиан, то есть последователей Того, Кто Один может дать его душе мир и покой. Именно эти мир и покой Савл и обретает, когда принимает Христа, то есть встаёт на путь проповеди Евангелия и самоотверженного служения ближним.
Весьма поучительный эпизод и для каждого из нас. В отличие от апостола, многие из нас ещё в детстве крещены в христианство. Ходят в храм, принимают участие в Таинствах и богослужениях. Однако подобно Савлу мы бываем глубоко не удовлетворены тем, что с нами происходит, тем, как протекает наша духовная жизнь, которую мы поэтому и пытаемся компенсировать разного рода активностями. Отсюда, например, проистекает чрезмерное внимание к исполнению разного рода ритуальных предписаний и других правил внешнего церковного благочестия. На какое-то время, видимо, мы получаем нечто вроде успокоения, но кардинально ничего ни в нас, ни вокруг не меняется. Сегодня Писание прямо говорит нам, что подлинное христианство — это проповедь, то есть, исполнение Евангелия Христова, суть которого сводится к одной простой формуле: служи тем, кто тебя окружает. Служишь ближним — значит служишь Богу. Служишь Богу — обретаешь в итоге такой желанный душевный мир и покой.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

Комментирует священник Антоний Борисов.
В окружающем нас мире есть множество причин для печали. Но Господь велит нам не унывать! И не терять надежды, подражая великим святым. В том числе — апостолу Павлу, имевшему множество поводов для уныния, но его победившему. Отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Как известно, Римская империя признала христианство в 313 году, когда святой император Константин Великий подписал знаменитый Миланский эдикт. Гонения на последователей Спасителя закончились. Христианская вера стала быстро распространяться по регионам империи — в том числе благодаря тому, что веру в Спасителя принял сам император. Однако пережитки языческого прошлого довольно долго ещё давали о себе знать. Так, например, Рим ещё около века праздновал военные победы, устраивая гладиаторские бои в Колизее и на других стадионах. Рабы-гладиаторы развлекали толпы собравшихся, убивая друг друга. Среди зрителей были, к сожалению, и христиане, не видевшие ничего плохого в том, чтобы вместе со всеми отмечать государственные торжества, восклицая: «Убей, убей!»
Однажды в Рим по церковной необходимости прибыл монах-пустынник Телемах. Войдя в город, он увидел толпы людей, шедших к Колизею. Телемах отправился посмотреть — что привлекло внимание столичных жителей. Оказалось, что гладиаторские бои. Монах был крайне расстроен тем, что одни люди с упоением могут смотреть на то, как убивают других людей. Не желая терпеть такого беззакония, Телемах выскочил на арену и призвал зрителей к милосердию.
В монаха полетели камни. Бросали их, в том числе, и христиане, увлечённые жестокой забавой. Телемах погиб на арене Колизея, стал мучеником практически через сто лет после того, как гонения на христиан в Римской империи были прекращены. Печально, но среди убийц подвижника оказались его единоверцы. Тем не менее, жертва Телемаха не была бессмысленной. После его гибели в 404 году гладиаторские бои в Римской империи государство официально запретило.
Какое отношение имеет история святого Телемаха к прозвучавшему апостольскому чтению? На самом деле, самое непосредственное. Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, напоминает им, что христианин не имеет права пребывать в лицемерии, совмещать в своей жизни служение Богу и потакание порокам. Многие из коринфян полагали, что могут верить во Христа и при этом соблюдать прежние языческие обычаи. Например, посещать культовые собрания в капище Афродиты.
На двух стульях усидеть нельзя. Невозможно одновременно поклоняться Богу и дьяволу. Рано или поздно, человек встанет перед выбором — что сохранить, а что отбросить? И это не какая-то теоретическая дилемма, а самое важное в жизни решение. Потому что речь идёт не просто о декларации намерений. Вовсе нет. Здесь мы имеем дело с реальными поступками. Древние христиане Коринфа выбирали между целомудрием во Христе и блудной жизнью в капище Афродиты. Древние христиане Рима выбирали между бережным отношением к чужой жизни и греховным наслаждением от кровавых побоищ.
Времена изменились, но каждый, кто считает себя учеником Спасителя, однажды встречается с непростым для принятия решения вызовом. Поступить по совести, сохраняя верность Богу, или же поддаться греху, оправдывая его эмоциональной слабостью, верностью традициям, нежеланием выделяться. Речь не идёт о каком-то фанатизме. Тут разговор об ином. О сохранении себя, о желании принести в этот мир правду Божию. Или как пишет апостол Павел: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Христиане, таким образом, сильны не внешним могуществом, а внутренней крепостью — верностью Спасителю и словом, и делом. Христианство изменило Римскую империю потому, что не словами только, но реальными делами, верные Господу Иисусу люди подтверждали, что осознанно отвергают зло, встают на сторону добра. Между Богом и дьяволом выбирают Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность учиться и развиваться для участников акции «Портфель доброты»

Благотворительный фонд «Подари Подарок» помогает семьям в сложной жизненной ситуации из разных регионов России. Ежегодно в конце лета фонд проводит акцию «Портфель доброты», чтобы поддержать детей, которые хотят учиться и развиваться, но по разным причинам не имеют для этого возможности.
8-летний Ваня из Республики Башкортостан несмотря на двигательные нарушения ходит в школу. Мальчик увлекается пением и любит активно проводить время. Ваня мечтает о лыжном комплекте для физкультуры, чтобы полноценно заниматься спортом и быть наравне с другими ребятами в классе. Кроме этого, ему необходима виброплатформа для улучшения координации и походки. А ещё планшет, чтобы Ваня продолжал учиться даже во время курсов реабилитации.
11-летняя Алиса из Кировской области в раннем детстве лишилась зрения и с тех пор познаёт мир через прикосновения и звуки. Девочка учится в школе, интересуется программированием и современными технологиями. В будущем Алиса хочет создавать полезные компьютерные программы для незрячих детей. Чтобы девочка могла полноценно заниматься в школе, ей необходимы специальные тетради для письма шрифтом Брайля.
С вашей поддержкой Ваня, Алиса и другие участники акции «Портфель доброты» смогут воплотить свои мечты в реальность.
На сайте фонда «Подари Подарок» можно прочитать истории всех подопечных и выбрать тех, кому вы хотите помочь. Их нужды самые разные, начиная с тетрадей и ручек. Затем купить конкретный подарок и отправить его в город проживания семьи. Либо сделать любой денежный перевод. Кроме этого, вы можете рассказать об акции «Портфель доброты» друзьям и знакомым, что тоже станет хорошей поддержкой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Александр Абросимов

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета Александр Абросимов.
Разговор шёл о жизни, служении и богословских трудах святого XIX-го века праведного Иоанна Кронштадтского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Третья беседа со священником Павлом Каледой была посвящена святителю Феофану Затворнику.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер