Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель называет себя хлебом жизни, то есть таким хлебом, который дает жизнь вечную. Обращаясь к иудеям, Он напоминает им об манне небесной, но лишь для того, чтобы подчеркнуть, что она была простым средством пропитания и жизни вечной не давала. Про себя же Он говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес, тот, кто будет есть этот хлеб, будет жить вовек. По началу это утверждение их заинтересовало. Да и кто не заинтересовался бы обещанием вечной жизни? Однако дальше Христос сказал нечто не менее важное, но уже значительно менее понятное: этот хлеб — Плоть Моя... В принципе, для людей, которые были знакомы с традициями пророческой литературы, не было ничего удивительного в использовании самых вызывающих и таинственных образов, какие только можно было себе представить. Однако Христос говорит слова, ещё более вызывающие: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Если обратим внимание на контекст, в котором происходит беседа, окажется, что иудеи пришли увидеть чудо. Пришли ещё раз поесть чудесного хлеба... Но Спаситель говорит им такие вещи, после которых вопросов у них оказывается ещё больше, чем ответов.

В первую очередь их мог смутить тот акцент на себе, который делает Христос. Они привыкли к тому, что разные учители благочестия, толкуют перед ними Писание. Однако это было именно толкование, в котором в качестве источника жизни всё равно фигурирует Бог. Иисус Христос, конечно, тоже говорит об Отце и о том, что Он пришёл исполнить Его волю, но всё же при этом Он подчёркивает свою исключительность. Вечную жизнь, которой так заинтересовались иудеи, нельзя просто получить простым исполнением заповедей. Её можно получить только через Него.

И всё же гораздо больше их смутил призыв Христа есть Его тело и пить Его кровь. Это уже было непонятно совсем. Что это? Символ? Образ? Или Он серьёзно предлагает им есть свою живую плоть? Из Евангельской истории мы знаем, что этот разговор очень многих смутил. Более того, из нашей собственной жизни, из наших разговоров с неверующими друзьями и коллегами, мы можем понять, что подобные вещи многих смущают и сегодня.

Почему же Иисус Христос, для которого принятие Его людьми, было очень важно, допустил такие выражения, которые многих смутили и продолжают смущать? Ответ очевиден: для Него то, о чём Он говорил, было важнее принятия и согласия.

Помню, мне попалась книга одного атеиста, который говорил, что религия важна в нравственном отношении. Что даже человеку неверующему бывает полезно прийти в церковь и послушать проповедь, чтобы настроиться на всё доброе... При этом над вероучением он, конечно, посмеивался. Но в том-то и дело, что учение Христа — не просто заповеди, призывающие к миру и добру — это новая жизнь, которая возможна, только если Он действительно Спаситель, только если мы соединяемся с Ним, в самом тесном единстве, вкушая Его Тело и Кровь в Таинстве Причастия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!