Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы услышали сегодня, рассказывает о первой мученической смерти ради Христа. Первым мучеником стал один из семи диаконов раннехристианской Церкви по имени Стефан. Зачастую факт мученичества воспринимается нами как что-то далёкое, непонятное, нечто, никак не связанное с реальностью. Однако, христианская традиция говорит, что мученичество — это путь всякого христианина. О чём же именно идёт речь?
У Антона Чехова есть рассказ «Человек в футляре». Главный герой рассказа, Беликов, — очень необычный персонаж. Он панически боялся, что кто-либо из людей со своими просьбами, своими проблемами, своими действиями сможет нарушить тот образ жизни, к которому он привык. И этот страх довёл его до безумия. Он стал всеми всевозможными средствами ограждать себя от внешнего мира. Он был страшно нелюдим. Если кому-то нужно было помочь, он спрашивал себя: «а не выйдет ли чего из этого?» — и не помогал. Даже летом он одевал калоши, бушлат и зонтик. Если в классе двоечник — он добивался его отчисления. Поэтому и называется повесть «Человек в футляре». Он ограждает себя от внешнего мира, от других людей, не хочет выйти к ним навстречу. Он глух к их проблемам. И можно только гадать, какой ужас и мрак творился у него внутри. Тем не менее, в конце повести писатель говорит странную вещь: «Все мы люди в футляре!». Что же писатель имел в виду?
Все мы, подобно Беликову, имеем привычки, нарушать которые не в наших правилах. У всех нас есть размеренный, обыденный уклад жизни. И плохого бы ничего в этом не было, если бы не одно «но»! Нередко окружающие обращаются к нам с просьбами о помощи. Однако мы отказываем им, так как боимся нарушить привычный для нас ритм жизни. Мы подсознательно воспринимаем это, как вторжение в наше личное пространство. И вместо того, чтобы выйти из зоны комфорта, находим себе массу оправданий, почему нам не стоит этого делать. Этими оправданиями мы словно загораживаемся от жизни, прячемся в свой футляр. «Столько людей, столько проблем, меня же разорвут на части, мне больно будет!» — говорим мы себе.
На фоне этого примера можно лучше понять, кто такой мученик. Это тот, кто живо реагирует на обращение к нему окружающих. И ведь действительно, какое мучение иногда помочь, промолчать, уступить, выслушать неприятного тебе человека, подавив не только внешнюю, но и внутреннюю неприязнь, а потом ещё и улыбнуться! Какое иногда мучение, одним словом, жить по-христиански! Вся суть жизни по Евангелию и заключается в медленном мучительном выхождении нашего «я» за пределы своего тёплого, уютного мирка для одного меня. Это постепенный отказ от того, что ты любишь, к чему привык, ради других. Поэтому и говорят отцы Церкви, что подлинный христианин — это бескровный мученик.
Те люди, кто принял насильственную смерть за Христа, подобно Стефану, не умерли за Него один раз. Они делали это постоянно на протяжении всей своей жизни, ежедневно и ежеминутно выводя себя навстречу проблемам других людей. Они смогли не струсить тогда, принимая ежедневные вызовы, не струсили и сейчас, когда перед ними встала главная мировая проблема — сама смерть.
Дай же и нам, Господи, делать усилие над собой, понуждать выходить из своего футляра навстречу окружающим с их просьбами и трудностями, чтобы слова Спасителя «верный в малом и во многом верен», исполнившиеся на мучениках, исполнились, если потребуется, и на нас.
Московский Страстной монастырь, устроенный на месте встречи Страстной иконы Божией Матери
Страстную икону Божией Матери от других отличает выразительная особенность. Над Пречистой Девой по правую и левую стороны изображены два ангела. Они держат в руках орудия Страстей Господних — то есть, предметы, связанные со страданиями Христа в момент казни. Это Крест, на котором Спаситель был распят, копьё, пронзившее Его рёбра, губка, смоченная в уксусе — её подносили к губам умирающего Иисуса. Богомладенец на Страстной иконе с трепетом взирает на символы грядущих мучений. Он обеими руками держится за руку Матери, а Она с любовью и состраданием склонилась над Сыном.
Впервые образ Богородицы с изображением орудий Страстей Христовых написал в пятнадцатом веке греческий иконописец Андреос Рицос. В России Страстной образ стал особо почитаем в семнадцатом столетии, после чудесного случая на Нижегородчине. Жительница села Палицы, расположенного в тех краях, исцелилась от беснования по молитвам Богородице перед Страстной иконой. Слава о чуде распространилась по всей Руси. Царь Михаил Романов решил, что реликвия должна храниться в главном городе государства. Он повелел перенести святыню в Москву. В августе 1641 года жители столицы торжественно встретили чудотворную икону у Тверских ворот. Спустя пять лет на этом месте построили церковь. При храме был основан Страстной девичий монастырь.
В 1778 году в обители случился пожар. Полностью сгорели несколько келий и храм, в котором хранилась чудотворная Страстная икона. Однако сам образ Божией Матери остался невредимым. Ещё одно испытание постигло Страстной монастырь во время Отечественной войны 1812 года. В сестринских корпусах разместились солдаты Наполеона. Захватчики разграбили обитель. Они препятствовали совершению православных богослужений. Но чтимую Страстную икону Богородицы монахиням удалось уберечь. Именно перед ней был отслужен первый благодарственный молебен, когда интервенты покинули Москву.
Страстной монастырь восставал из пепла после бедствий в восемнадцатом и девятнадцатом веках. В вихре революции в двадцатом столетии обитель не устояла. Безбожники устроили в её стенах сначала военный комиссариат, затем общежитие. А потом и вовсе уничтожили все постройки до единой. Сейчас лишь название Страстного бульвара напоминает о существовании монастыря.
А вот чудотворная икона Богородицы, некогда перенесённая в Москву из нижегородского села, сохранилась доныне. Помолиться перед ней можно в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Под землёй. Наталья Разувакина
Получив известие, что сын демобилизован из армии, я решила не дожидаться его дома, а сама встретить у ворот воинской части. Благо, это недалеко: из Переславля-Залесского до Москвы два часа на автобусе, затем через всю Москву на метро, и — на другом уже автобусе — до посёлка, где располагается часть. Встреча была намечена на вечер, возвращение домой — уже вдвоём — предполагалось ночью.
И вот, подъезжая к Москве, я получаю сообщение от сына: оказывается, покинуть воинскую часть он сможет только наутро. Значит, мне нужно где-то заночевать. Смотрю по интернету наличие мест в единственной поселковой гостинице. Их нет. Остается одно: провести ночь в Москве.
Тревожить друзей и родственников внезапным появлением мне не хочется. К тому же чувствую, что нет у меня душевных сил для общения, вся нацелена на предстоящую встречу, лучше уж побыть эту ночь одной.
Я быстро нахожу мини-отель в центре города, где только что освободился номер — кто-то по телефону снял бронь. Выбора нет. Мне предстоит уснуть в крохотной комнате. Она напоминает каюту корабля и расположена «на минус первом этаже», а попросту — в подвале, на глубине двух лестничных пролётов. Здесь не выпрямиться во весь рост, возможно лишь растянуться на койке, что занимает почти всю площадь комнаты.
Душновато. Но главное — меня вдруг обуял иррациональный страх из-за того, что нахожусь под землёй. Стараясь не поддаваться эмоциям, пытаюсь убедить себя: бояться нечего. В Москве давным-давно не было землетрясений. И вообще — нужно лишь уснуть и проснуться. Ночь пройдёт быстро.
Но страх не уходит, его логикой не возьмёшь. И что же делать? В панике бежать куда-то на вокзал, в зал ожидания? Ну уж нет. Я решаю просто не обращать внимания на свой страх. Отделиться от него и делать что должно.
А должно — умыться на ночь и почитать псалмы, как обычно. Помолиться Господу, Богородице, ангелу-хранителю и святым.
Устраиваюсь на коечке, достаю из рюкзака маленькие иконы... И постепенно моя, как сейчас говорят, локация, то есть, место пребывания перестаёт довлеть, делать погоду в моей душе. Отодвинутый за пределы сознательного внимания страх исчезает, будто его и не было. И приходит явственное ощущение: Господь не просто в курсе — Он рядом, Он здесь. А с Ним — хорошо, спокойно и радостно.
Уже засыпая в полной темноте на неудобной подушке, я вспоминаю о своём страхе перед гипотетическим разрушением здания и понимаю, что мне уже не столь важно, окажусь я под завалами или нет. Ведь главное — до конца оставаться со Христом.
И ещё понимаю, что не будет тут никаких землетрясений. Мне сопутствует ангел-хранитель, я же прошу его об этом всегда. И не зря, будто специально для меня освободилась именно эта подземная комнатка. Случайностей не бывает, зачем-то эта ситуация понадобилась Господу... Может быть — в качестве упражнения для меня, а может быть — это был маленький экзамен.
Размышлять дальше я уже не смогла: провалилась в глубокий и спокойный сон.
А утром отправилась дальше, на встречу к сыну — спокойная и уверенная, что всё будет хорошо, непременно, всё сложится самым наилучшим образом. Ведь самое главное — не забывать про Бога и всегда изо всех сил стараться быть — с Ним.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
Москвичка Рита Анастасьева торопливо шагала по Садовому кольцу. Улицы были тёмными — в октябре вечерело рано, а фонари не работали — город опасался воздушных налётов. Шёл военный 1943-й год. Проходя мимо тумбы с объявлениями, Рита невольно обратила внимание на ярко белевший в сумерках листок. Остановилась, прочла: «Школа-студия при Московском художественном театре имени Чехова объявляет первый набор студентов». Сердце девушки забилось — ведь она всегда мечтала стать актрисой!
На следующий же день Маргарита подала документы. И вот — экзамены. Из тысячи претендентов после вступительных испытаний отобрали всего восемнадцать человек. Рита была среди них! Знакомясь с одногруппниками, девушка отметила высокого симпатичного парня с тонкими чертами лица и выразительными глазами. Его звали Владлен Давыдов. Он тоже с детства был увлечён театром и мальчишкой даже переписывался с известным актёром и режиссёром Ильёй Судаковым. Женская половина сразу же провозгласила Давыдова первым красавцем курса. При встрече с ним девушки не скрывали восхищённых взглядов. Все, кроме Риты. Ей тоже очень нравился этот видный парень. Но она стеснялась открыто проявлять свою симпатию. И, в отличие от подруг, нарочно старалась избегать встреч с Владленом. Но как это сделать, если слушаешь лекции в одной аудитории, а преподаватель по актёрскому мастерству, будто специально, во время этюдов ставит Маргариту в пару с Давыдовым? Девушка и не подозревала, что происходит это по просьбе самого Владлена. Молодой человек с первого учебного дня обратил на Риту внимание. И сразу полюбил.
Однажды после лекций Давыдов подошёл к Маргарите и предложил погулять по городу. Рита вспыхнула от смущения и неожиданности. Но на прогулку всё-таки пошла. Московский воздух пах зимней свежестью. Лёгкий январский мороз кусал за щёки.
Но Рите и Владлену было необыкновенно тепло вместе. Они говорили о театре, об актёрском призвании. А когда прощались на трамвайной остановке, Владлен вдруг взял Маргариту за руку и признался девушке в любви. Рита, с трудом поборов стеснение, ответила: «Я тоже тебя люблю».
Они поженились после выпуска — летом 1945-го. Это был тройной праздник: Победа в войне, защита дипломов и — начало семейной жизни. И пусть начиналась она в крохотной комнатке, где с трудом помещались тахта и шкаф, никакие материальные трудности не могли омрачить счастье молодых супругов. Оба играли на сцене МХАТа, и почти всегда были вместе: на сцене и дома. «Мы радовались каждому совместно прожитому дню», — вспоминала Маргарита Викторовна Анастасьева.
В 1949 году Владлена пригласили на главную роль в картину режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе». После выхода фильма на актёра буквально обрушилась популярность. Поклонницы дежурили не только у театра, но и у подъезда дома, ночевали под окнами. Маргариту такая ситуация поначалу сильно расстраивала. Своим беспокойством она поделилась с мужем. И он, глядя ей в глаза, сказал: «Ты — единственная. Кроме тебя ни одной женщины для меня не существует». И это было истинной правдой. Коллеги по театру, друзья и знакомые называли Давыдова и Анастасьеву не только невероятно красивой, но и верной, любящей и преданной друг другу супружеской парой. В 1955 году у Владлена и Маргариты родился сын Андрей. Есть известная фотография из их семейного архива, на которой запечатлена настоящая идиллия: Владлен Семёнович за столом играет с маленьким сыном в шахматы, а Маргарита Викторовна в домашнем фартуке с улыбкой наливает чай.
Эта идиллия длилась целых 67 лет. В старости супруги с удовольствием нянчили внуков. По вечерам смотрели фильмы прошлых лет, читали вслух любимые книги. И глаза их светились такой же нежностью, как в первый раз, когда они признались друг другу в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен