Книга Иова, Глава 42, стихи 12-17
Книга Иова, финальный отрывок, который только что прозвучал, поднимает очень важный вопрос, ответ на который человек пытается найти с глубокой древности. Каков смысл человеческих страданий? Ладно, если страдает грешник, можно сказать, что таким образом он искупает свою вину, но каков смысл страданий праведника или же человека, который не совершает в жизни явных беззаконий?
Христианская традиция утверждает, что состояние беспомощности и умаления, которое человек переживает во время скорбей, может привлечь к нему благодать Божию, сообщить новый духовный опыт и открыть путь в Царство Небесное. Иными словами, порой этот мучительный опыт, который рождается в нашей душе в результате столкновения с внешними и внутренними проблемами, жизненно необходим для того, чтобы спастись. И этому есть целый ряд причин.
Именно в эти скорбные моменты мы со всей очевидностью понимаем, как нам нужен Спаситель. Ведь никто из людей нам не может по-настоящему помочь. Ни опытный консультант-психотерапевт, ни даже духовный наставник. Они могут подсказать, в каком направлении нам двигаться, дать мудрый совет, но в конечном счёте не они решают проблему. Поэтому лишь в эти тяжелые моменты мы начинаем по-настоящему молиться. И лишь в ответ на эту молитву, молитву на грани отчаяния, Бог мгновенно входит в нашу жизнь. Так, например, к Богу обращался разбойник на кресте. Он совершил в жизни множества злодеяний, но лишь за свой вопль отчаяния на грани жизни и смерти, первый вошёл в рай.
Но это ещё не всё. В скорбные минуты страданий мы окончательно самоопределяемся. Мы решаем для себя, какое место в нашей жизни занимает Бог. Решаем, готовы ли мы довериться Ему и терпеть ради Него. Ведь легко доверять и терпеть, когда мы ощущаем Его рядом. Но тогда мы словно стоим на месте, мы не развиваемся. Когда же наступает скорбь, мы получаем прекрасный шанс проявить нашу веру и терпение и духовно в них возрастать. Так спортсмен возрастает в своём мастерстве. Он верит в свою победу и поэтому терпеливо переносит физические страдания. Поэтому и говорит Христос: «терпением вашим спасайте души ваши». Иными словами, если этих сложных периодов не будет, мы не сможем увидеть, как же нам нужен Господь. Наша вера останется немощной, а терпение хилым и неразвитым. Мы будем оставаться детьми в духовном плане.
Прекрасно это иллюстрирует образ змеи. Змея сбрасывает кожу. Для неё это жизненно необходимый цикл. Для того, чтобы это сделать, она проползает между двух камней, которые сильно сжимают её. Процедура далеко не из приятных и явно доставляет страдания. В эти моменты животное беспомощно. Но инстинкт самосохранения, тяга к жизни, заставляет её двигаться вперёд и терпеть. В результате она обновляется, начинается новый виток жизни. Поэтому Господь и говорит: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата в Царство Небесное». В греческом оригинале слово «подвизайтесь» является однокоренным слову «агония», «сильная борьба». То есть процесс вхождения в Царство Божие — это всегда агония души, её болезненное, но необходимое обновление.
История праведного Иова ясно подтверждает эту духовную закономерность. Он был раздавлен и снаружи, и внутри. Окружающие насмехались над ним. Но лишь благодаря доверию Творцу и терпению узнал о Боге нечто, что не могли узнать все те, кто его окружал. Пройдя через скорби, испытав умаление и беспомощность, благодаря доверию Творцу и терпению, он вышел на новый духовный уровень.
Совершенно не случайно этот отрывок читается сегодня, в Страстную Пятницу. На кресте висит Тот, Кто по определению не должен был страдать. Ведь Бог совершенно безгрешен. Причем Христос страдает до такой степени, что таинственным образом ощущает даже богооставленность. Но при этом он демонстрирует абсолютное доверие Отцу и терпение. И благодаря этому сходит в самые глубины ада, побеждает его и спасает всех нас от греха, проклятия и смерти.
Это урок для каждого из нас. Какие бы скорби не выпали на нашу долю, какими бы беспомощными и униженными мы себя не ощущали в эти тёмные периоды, если переживём их с доверием Богу и терпением, в итоге каждый в свою меру испытает радость рождения в своей душе Царства Небесного и полноты Богообщения.
.