Книга пророка Иеремии, Глава 11, стихи 18-23
Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 1-5
Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 9-11
Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 14-15
Пророк Иеремия жил в седьмом веке до Р.Х. Это был период заката Иудейского царства. Народ всё больше уклонялся в идолопоклонство, а внешние враги всё ближе подходили к границам Палестины. С одной стороны, на еврейское государство давил Египет, с другой, — молодая Вавилонская империя. Земля Обетованная превратилась в поле противостояние между двумя могущественными державами. В этой битве победу одержал Вавилон, под власть которого и подпала Иудея. В марте 598 года до Рождества Христова Иерусалим был разграблен, а иудейская знать уведена в плен. Так пророк Иезекииль оказался в Вавилоне, где и начал свое пророческое служение. В своей книге пророк поднимает актуальные на тот момент темы, связанные с судьбами богоизбранной нации. Он говорит о суде Божием над евреями, а также пророчествует об участи языческих народов.
В только что прозвучавшем отрывке он сетует на свою горькую судьбу. Дело в том, что его деятельность встречала среди его же единоплеменников жёсткое сопротивление. Они враждебно относились к пророку. Хотели убить его, вероятно, отравить. Всё это потрясает его до глубины души. Он страдает унынием и в этом состоянии открывается Творцу. Он рассказывает Ему о своих недоумениях и сомнениях. Слова Иеремии, обращённые к Господу, очень напоминают речи праведного Иова. С одной стороны, он не сомневается в Боге. Он верит в Него, Его праведность, святость и всеведение. Но поэтому ещё больше его мучает вопрос, «почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» Почему Господь дал злым людям «укорениться» на земле? Почему Он не мешает им расти? И почему Бог, который так покровительствует Своему посланнику, продолжает его испытывать и не мстит за него? Неужели Он ничего не видит и не понимает? Неужели не знает, что нечестивые торжествуют в этом мире?
Ответ, который получает Иеремия, весьма и весьма неутешителен. Господь говорит, что не стоит жаловаться на нынешние обстоятельства. Ведь в будущем будет ещё хуже. Именно так можно понимать выражение: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» Может показаться, что Бог жесток. Однако в Его ответе содержится глубокая идея и в каком-то смысле ответ на те вопросы, которые мучали Иеремию. Если ты можешь доверять Творцу, когда благоденствуешь, почему не готов доверять Ему, когда наступают тяжкие времена? Таким образом, Господь призывает пророка быть верным Ему всегда, в каких тяжких испытаниях он не оказался. Ведь недорого стоит та вера, которой благоприятствуют внешние обстоятельства. Так может верить всякий. Это удобно. Но подлинная вера и верность проявляют себя лишь в минуты невзгод и злоключений. Именно тогда мы определяем для себя самих, кем является для нас Господь. И лишь после этого испытания за нашу верность и терпение Бог входит в нашу судьбу и наполняет её светом и радостью Своей благодати.