Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11
Вполне естественно, что один и тот же текст понимается различными людьми по-разному. Так происходит с абсолютно любым текстом. Конечно же, Священное Писание не остаётся в стороне, количество его трактовок почти безгранично. Особенно в том случае, если в тексте Писания речь идёт о каких-то относительно частных вопросах. С более общими размышлениями всё несколько иначе: к примеру, если в пророческой речи приводится прямая цитата слов Бога, то ясно — это сказал Бог. Если речь идёт, скажем, о воровстве, то тоже ясно — речь о воровстве.
Но есть и масса значительно более сложных отрывков Священного Писания. Сегодня перед нами один из них. Если мы откроем русский текст этих слов пророка Исайи, то увидим, что все личные местоимения написаны с заглавных букв, этот факт нас автоматически отсылает к прочтению всего отрывка как речи Бога о Самом Себе. То же самое мы обнаружим и в переводах на все другие европейские языки: везде личные местоимения будут написаны с заглавных букв. Тогда как на языке оригинала, то есть на иврите, заглавных букв и вовсе не существует. Возникает вполне закономерный вопрос: каким образом европейские переводчики пришли к мысли о том, что здесь необходимо писать местоимения с заглавных букв? Ответ кроется в христианской традиции толкования этого отрывка. Для христиан с самых первых веков после Рождества Христова очевидно, что эти пророческие слова необходимо прочитывать как относящиеся ко Христу, а потому и все европейские христианские переводчики прочитывали их таким же образом. Но для нехристианских мыслителей это вовсе не очевидно, ведь эти слова в какой-то мере могут быть отнесены и к самому пророку Исайе, поэтому они вправе задать нам вопрос относительно того, почему мы прилагаем эти слова не к какому-то человеку, а именно ко Христу.
Наш ответ на это недоумение состоит из двух частей. Во-первых, пророк Исайя практически дословно описал известные нам из Евангелия Христовы Страдания. Именно Христос был избит, Его били по спине и по лицу, но Он не уклонялся от ударов. Именно Христос не прятал Своего лица, не склонял голову, Он прямо смотрел на тех, кто Его обвинял и судил. И именно Христа синедрион не смог осудить по закону, синедриону не удалось найти убедительных обвинений против Него, которые были бы приняты Понтием Пилатом. Ничего подобного не происходило с пророком Исайей. А во-вторых, когда у пророка речь идёт о суде над Христом, то он пишет так: «Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их». Любой человек, который верит в богодухновенность библейских книг и внимательно следит за своей совестью, знает, что закон Божий судит всех, судит нас и наша собственная совесть, при этом суд её тем строже, чем чище и праведнее жизнь человека, следовательно, нет того, кого невозможно было бы осудить этим судом. За одним лишь исключением — за исключением Христа Спасителя.