Он был красавцем, талантливым режиссёром, в которого влюблялись все студентки. А ещё он, участник Великой Отечественной войны, был инвалидом и носил протез вместо половины ноги, но знали об этом только самые близкие для него люди. Станислав Ростоцкий и не надеялся, что хоть одна девушка выйдет за него замуж, узнав о его увечье. Однако актрису Нину Меньшикову это не испугало – она очень любила Станислава.
Они встретились в Институте кинематографии, куда Нина поступила в 1947 году. Почти сразу подруги познакомили её со старшекурсником Стасом, местной знаменитостью. Он уже участвовал в съёмках фильмов, и ему предрекали прекрасную карьеру режиссёра. Многие студентки мечтали выйти за него замуж, надеясь получать лучшие роли в его фильмах, и старались привлечь к себе внимание Ростоцкого самыми разнообразными способами. Нина, влюбившаяся в этого обаятельного мужчину с первого взгляда, понимала, что у неё нет никаких шансов. Она обладала выдающимся актерским талантом, но не блистала красивой внешностью и совершенно не представляла, как заинтересовать Станислава.
Однако Нина сразу поняла, что эта любовь для неё – на всю жизнь, и не собиралась сдаваться. Целых пять лет она таила свои чувства, стараясь всё время находиться где-то рядом со Станиславом. Он, конечно же, заметил эту скромную девушку, которая сильно отличалась от других студенток и никогда не пыталась с ним кокетничать. Ростоцкий был уверен, что она к нему равнодушна, и даже не пытался к ней подойти. Возможно, они так никогда и не узнали бы о чувствах друг друга, если бы не счастливый случай.
Станислав и его коллега, Владимир КрасИльщиков, решили поехать в долгую творческую командировку – в деревню, подальше от городской суеты, чтобы за лето написать там сценарий фильма. Мужчины собирались заниматься только работой и поняли, что если постоянно будут отвлекаться на бытовые проблемы – готовку и уборку, то не успеют к сроку закончить сценарий. Ростоцкий стал искать среди своих знакомых человека, который помог бы им. И первой вызвалась Нина. Станислава это сначала удивило – как же, юная актриса с большим будущим, и будет кому-то прислуживать? Да ещё и не боится ехать в лесную глушь с двумя мужчинами? Но никто, кроме неё, так и не согласился, и Станислав пригласил девушку в деревню.
Ростоцкий решил, что она хочет получить у него роль и поехала только ради этого, однако его мнение быстро изменилось. Нина действительно пыталась помочь двум друзьям. Она честно призналась, что из неё плохой кашевар, но старалась изо всех сил. Девушка оказалась искренней и ответственной и не пугалась тяжёлой работы. Скоро Станислав понял, что уже не может обходиться без Нины, ему хотелось, чтобы она всегда была рядом. Но выйдет ли молодая и талантливая актриса замуж за инвалида?
Ростоцкий двигался так естественно, что никто не догадывался о его протезе. Не подозревала и Нина. Она сильно разволновалась, когда однажды летним днём Станислав подозвал её к себе и рассказал, что у него нет половины ноги и что ему приходится каждый раз делать уколы от боли, чтобы носить протез. «Будешь жить с инвалидом?» - горько спросил Ростоцкий. «Всю жизнь», - не раздумывая, ответила девушка.
Скоро они поженились, и Нина забеременела. Врачи настойчиво советовали ей отказаться от ребёнка – в детстве она переболела туберкулёзом и могла не пережить роды. Но Меньшикова твёрдо решила рожать, и была вознаграждена за такую решимость. Мальчик появился на свет здоровым, и его назвали Андреем. Повзрослев, он выбрал ту же стезю, что и его родители, и стал актёром.
Выйдя замуж, Нина практически забыла о карьере. За долгие годы она снялась всего в одном фильме мужа. Меньшикова постоянно отказывалась от ролей ради того, чтобы быть с семьёй и никогда не жалела об этом. Она считала, что её профессия – это жена. Нина заботилась о муже, создавала ему уют, в котором он так нуждался, и вдохновляла на новые фильмы. «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего принёс бы я в жизнь, если бы не Нина. Умница она у меня и чудо», - признавался Станислав Ростоцкий.
Брак талантливого режиссёра и его верной музы продолжался сорок пять лет, и до последних дней в семье царили любовь и взаимопонимание.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».