Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22
В сегодняшнем чтении мы слышим историю Моисея, который порвал со своим прошлым, с семьёй, в которой вырос, с культурой, в которой был воспитан. Он пошёл на это из-за того, что не смог больше выносить страданий своего собственного народа, с которым, несмотря на жизнь во дворце фараона, никогда не терял связи. В этом смысле история Моисея в чём-то похожа на историю Лота, который жил в Содоме и всё время мучился от общей развращённости окружающих. И хотя очевидно, что в нравственном отношении египтяне отличались от жителей содома в лучшую сторону, они были язычниками и жизнь евреев по соседству с ними была связана с физическими и душевными мучениями. Кроме того, развитое язычество почти не оставляло шансов для веры в истинного Бога, которую потомки Авраама были призваны сохранить.
Итак, Моисей видит издевательства египетского надсмотрщика над своим соплеменником. Он озирается и понимая, что пока его никто не видит, этого надсмотрщика убивает. Услышав эту историю, можно было бы решить, что Моисеем двигало простое национальное чувство. Однако на самом деле он стремился показать соплеменникам, что Бог через него даст им спасение. Пока он возрастал, в нём все время зрела мысль о необходимости освобождения собственного народа. Но был ли он к этому готов? Он был настроен жертвенно, он был готов к лишениям, но мы видим, что его обуял гнев. Конечно, учитывая его египетское воспитание, такой поступок означал, что увиденное было чем-то совершенно из ряда вон выходящим. И всё же, Моисей озирается, то есть поступок его осмыслен, он действует сознательно, и он бежит из Египта, потому что боится гнева фараона. И вот мы видим, что у него, живущего далеко от Египта, рождается двое детей, имена которых говорят о серьёзных изменениях в духовном мире самого Моисея. Так, при рождении первого он осознал себя пришельцем в чужой земле. Он собирался спасти народ, но вот он сам нуждается в спасении... При рождении второго он осознаёт, что его спасителем является Бог его отцов, и именно Он избавил его от руки фараона.
Современный мир полон несовершенств, люди печалятся и унывают, как печалились и унывали соплеменники Моисея. И если они находились в плену фараона, мы сегодня находимся в плену греха. Однако пока мы не избавимся от самоуверенности, мы, как и Моисей, при всей искренности, не сможем ничего исправить. Вслед за пророком нам надо осознать, что мы заблудились и нуждаемся в спасении, и что спасти нас может только Бог.