Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с того, что Христос открывает ученикам Свою участь. Оказывается, вопреки их ожиданиям, Его миссия заключается не в том, чтобы стать царем Израиля, прогнать захватчиков и вернуть еврейскому государству былую мощь и славу. Господь сознательно идет на то, чтобы быть преданным, поруганным, распятым – замученным до смерти. Иными словами, картинка ровно противоположная той, которая возникала в сознании любого еврея, в том числе и учеников, когда они думали о Мессии. Вместо блеска царской славы и почестей, позорное рубище и предельная степень унижения.
То, что мы видим дальше, вступает в резкий контраст с этими словами Спасителя. Кажется, после них ученики должны были бы по меньшей мере задуматься. Поставить вопрос: Господи, что же это значит? Что нам теперь делать? Ведь Христос только что опроверг все те представления о Себе, которые жили в их сознании. Однако они настолько привязаны к той фантазии, которое нарисовало их воображение, что пропускают важное откровение Учителя мимо ушей. Что за крест, что за смерть, что за непонятное воскресение? Радуйся Равви, скоро войдем в Иерусалим, и народ сделает Тебя царем. И они начинают спорить и сориться, выясняя, кто из них будет первым в будущем царстве Мессии. Пристают к Господу, Который уже предчувствует побои и тяжесть креста, с наивными, пустыми вопросами: как занять самое почетное место в Его будущей империи.
И Господь дает им ответ. Оказывается все очень просто. Для того, чтобы занять первое место в Его Царстве, нужно выпить ту чашу, которую пьет Он Сам и креститься тем крещением, которым Он Сам крестится. Речь идет о чаше крестных страданий. Иными словами, первым станет тот, кто подобно Христу, будет готов ради ближнего принести себя в жертву, вплоть до самоотречения, унижения и смерти.
Вряд ли ученики поняли тогда все сказанное. Должно было пройти время, несколько дней, наполненные страшными событиями: предательство и арест Учителя, малодушие вплоть до отречения, ужас креста, кошмарное крушение всех надежд и таких комфортных, многообещающих, удобных представлений о Боге и Его Мессии. Одним словом, понадобилось, чтобы обстоятельства жизни все перетряхнули и само сознание учеников было буквально вывернуто наизнанку. Только после этого, когда, казалось, все разрушено и потеряно, с чистого листа, пришла радость Воскресения.
Все это подводит нас к одному простому, но крайне важному выводу. Человек не становится христианином в один момент, приняв крещение, то есть, как некогда апостолы, сознательно последовав за Христом. Все это только начало пути. Понимание приходит после, со временем, постепенно. И что важно, это далеко не безболезненный процесс. Подлинное христианство рождается в те тяжкие момент, когда вокруг и внутри нас с треском рушится такой привычный и понятный мир наших религиозных убеждений и представлений, те комфортные и удобные фантазии о Боге, который постепенно сформировались в нашем сознании. Это не повод к отчаянию. Именно так Господь выводит нас на новый уровень понимания Себя, окружающих людей и жизни в целом. Чем сильнее тряхнуло, тем больше слетело шелухи с моего ума и сердца, тем больше открылось. Наша задача удержаться, устоять, не убежать. Так будет трясти до тех пор, пока все наши наивные, удобно для нас самих причесанные представления о Христе и Его действии в нашей жизни не будут разбиты. И это принципиально важно. Ведь только так можно обрести Бога таким, какой Он есть. Настоящего. Воскресшего. Только так возможна Пасха Христова.