Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 1-45. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 1-45

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пожалуй, в истории воскрешения Лазаря самое удивительное не то, что Лазарь воскрес по слову Христа, а действия и реакции Спасителя. Само воскресение Лазаря христиан вряд ли может удивить, ведь мы верим, что Христос — Источник и Податель жизни, следовательно, жизнь любого сотворённого существа напрямую связана с Ним. Поэтому воскрешение Лазаря не вызывает вопросов и недоумений. А вот первоначальная медлительность Христа удивляет, ведь Он, узнав, что Лазарь болеет, задержался ещё на два дня в том месте, в котором Он находился.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов особо отмечает эту деталь, из контекста слов апостола напрашивается вывод, что такая медлительность не была обусловлена какими-то понятными апостолу причинами, и что Христос просто ждал. Апостол Иоанн никак не комментирует двухдневную задержку Христа, но, конечно, эта деталь не осталась незамеченной древними толкователями. Среди их размышлений есть и довольно загадочные, к примеру, блаженный Августин истолковал это событие таким образом: «Итак, они известили Его, но Он оставался там и провёл столько времени, чтобы составилось четыре дня. Это было сделано не просто так, но, вероятно и даже наверняка, потому что само число четыре заключает в себе некое таинство». Какое именно таинство заключает в себе число четыре, блаженный Августин пояснять не стал. А вот толкование Евфимия Зигабена, напротив, предлагает внятный ответ: «Чтобы утешить сестёр, Иисус Христос послал им вышеприведённый ответ, но Сам оставался на месте, пока не умер и не был погребён Лазарь, чтобы никто не мог сказать, что Он воскресил не умершего, а находящегося в крепком сне, изнеможении или исступлении». То есть, если следовать этому мнению, то Христос намеренно не предпринимал каких-либо действий, чтобы Лазарь мог умереть. Примечательно, что Евфимия Зигабена никоим образом не потрясает мысль о том, что ради осуществления Своей цели Христос даёт возможность умереть Лазарю, тогда как подобные размышления являются вызовом для нашего современного гуманистического сознания. Конечно, мы знаем продолжение истории, и знаем, что Лазарь умер как бы «понарошку», ведь в конечном итоге он был воскрешён Спасителем, но если его смерть — это всего лишь временное явление, то почему Христос прослезился рядом с гробом умершего друга? Слёзы Христа — очень удивительная во всех смыслах реакция: сначала Он даёт Лазарю умереть, потом плачет из-за его кончины, а после этого совершает чудо воскрешения. Первое с третьим связать довольно легко, это делает апостол Иоанн, цитируя слова Христа: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий», а вот слёзы Спасителя выбиваются из логики повествования, они означают, что даже «временная» смерть Лазаря — это не какая-то странная и жутковатая игра, а страшная трагедия, следовательно, любая смерть — трагедия, и на неё не может быть иной реакции, кроме глубокой печали, одним из возможных проявлений которой являются слёзы.

Воскрешение Лазаря не изменило природу этого человека, в конечном итоге он снова умер. Но через это чудо Иисус из Назарета ещё раз наглядно и в высшей степени убедительно показал, Кто Он — Он Бог, жизнь — в Его власти, ну а смерть — трагическое и неизбежное последствие грехопадения, для окончательной победы над смертью необходимо изменить природу человека, так, как изменилась она у Христа после Его Воскресения, и как она изменится у всех тех, кто верит слову Христа, и исполняет Его заповеди.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!