— Дядя Андрей, посмотри какая удивительная картина! Называется «На клиросе», автор — Леонид Соломаткин.
— Что же тебя удивило в этой работе, племянник?
— Её содержание! Клирос — это ведь церковный хор, да?
— Скорее, место в храме, где он располагается.
— Правильно, и на картине изображены певчие в церкви. Вот только все они — седые старцы! Столь необычный хор я впервые вижу именно на этой картине и именно здесь — в Киргизском музее изобразительных искусств. Может в Киргизии церковная традиция такая — петь на клиросе пожилым мужчинам?
— Нет, Паша. Творчество Леонида Соломаткина не связано с историей православной церкви в Кыргызстане. Художник родился в Курской губернии, учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. И картина «На клиросе» была написана в городе на Неве в 1877 году.
— То есть, это в Петербурге был такой церковный хор, состоящий из старцев?
— Не просто из старцев. Посмотри внимательно — все они в военных мундирах, с орденами и медалями на груди. Это заслуженные воины, ветераны. И хотя об истории создания картины «На клиросе» не осталось никаких сведений, можно предположить, что Леонид Соломаткин зарисовал хор Казанского собора.
— Того самого храма, колоннада которого выходит на Невский проспект?
— Да, именно так. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал своеобразным памятником побед русского народа. Здесь хранились трофеи, захваченные у наполеоновской армии: французские военные знамёна, символические ключи от покорённых городов, личный жезл маршала Луи-Николя Даву.
— Это французский военачальник?
— Да. Его называли железным маршалом, он считался непобедимым полководцем до столкновения с армией Михаила Кутузова. Имя славного русского главнокомандующего, кстати, тоже связано с историей Казанского собора. Михаил Илларионович молился в этом храме перед тем, как возглавить армию. А позднее он был похоронен под сводами Казанского собора. Над гробницей Кутузова поместили список Смоленской иконы Божией Матери — образа, который сопровождал наших солдат в бою под деревней Бородино.
— Теперь понятно, почему для защитников Родины этот храм был особенно дорог. Вот только много ли ветеранов Отечественной войны оставалось в 1877 году, когда Леонид Соломаткин писал свою картину?
— Хотя со дня победы над Наполеоном на тот момент прошло шестьдесят пять лет, в живых было ещё немало участников тех событий! К тому же ряды ветеранов пополнялись за счёт других войн. Ведь ратные подвиги русских не закончились после 1812 года. В девятнадцатом веке были ещё русско-турецкие войны, затянувшееся на несколько десятилетий противостояние с Северо-Кавказским имаматом, военный конфликт с Персидской империей.
— Я, кажется, начинаю понимать смысл этого полотна! Художник хотел показать нам старых воинов, которые по возрасту уже не могли участвовать в боях. Но они собрались в храме, чтобы молитвой поддержать тех, кто сражался в действующей армии!
— Ты прав, Паша, но я хочу уточнить. Ветераны, которых представил нам Леонид Соломаткин в своей картине «На клиросе», всю жизнь отдали Отечеству. Треугольные нашивки-галуны у них на рукавах свидетельствуют о многолетней службе. Все эти годы они ходили под пулями, ночевали в окопах, делили друг с другом военный паёк. И совместная молитва для этих старых бойцов — насущная потребность, как дыхание. Они просят у Христа Небесного Царства для друзей, погибших в бою. Призывают Спасителя на помощь молодым солдатам, которые защищают Родину. И славят Бога, дарующего людям мир.
«Картину Леонида Соломаткина „На клиросе“ можно увидеть в Киргизском национальном музее изобразительных искусств».
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема