Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18
Христианство — религия парадоксов. Оно, например, утверждает, что Бог одновременно Един, но троичен в Лицах; что Христос одновременно и Бог, и человек. Ещё одним парадоксальным утверждением является то, что человек может стать свободным через послушание. Фраза преподобного Серафима Саровского: «Послушание превыше поста и молитвы» — давно стала крылатой. Однако, как показывает практика, далеко не всеми она правильно понимается и уж тем более правильно применяется в повседневной жизни.
Послушание — действительно великая добродетель и способ достичь настоящей духовной свободы. Она, с точки зрения Церкви, подразумевает, прежде всего, отказ от греховных пристрастий, исчезновение привязанностей к материальным излишествам. Залогом успешного достижения настоящей свободы становится послушание воле Божией, искреннее исполнение Его заповедей, доверие духовному авторитету святых отцов и подвижников веры. Людей, достигших высот монашеской святости, в Православной Церкви принято именовать равными ангелам. Что не случайно. Ангелы никак не связаны ни с чем греховным. Настоящий монах-подвижник тоже абсолютно свободен от пристрастий мира сего.
Но монашество — не единственный путь понимания послушания. Оно возможно и в миру. Его, прежде всего, способны почувствовать семейные люди, которые живут не только для себя, но ради любви к своим домашним жертвуют своим временем и силами. И сегодняшнее чтение из книги Бытия говорит нам как раз об идеале духовного послушания, которое (как ни удивительно) было явлено семейным, а ещё и ветхозаветным человеком — праотцем Авраамом. Авраам всем сердцем доверял Богу, его вера укреплялась от одного пережитого испытания к другому. Наконец, настало время финального и наиболее сложного выбора. Господь повелел Аврааму принести в жертву любимого и единственного сына — Исаака.
Как бы ни было патриарху тяжело пойти на данный поступок, он соглашается исполнить волю Божию. Вместе с сыном он отправляется к горе Мориа, делает там жертвенник, возлагает на него Исаака и заносит нож. В этот момент посланный Богом ангел вмешивается в происходящее. Он останавливает руку Авраама, а затем указывает на агнца — барана, стоящего рядом. Это животное в итоге заменяет собой Исаака на жертвеннике.
Событие жертвоприношения Авраама нужно понимать не столько в историческом, сколько в пророческом ключе. Вокруг Мориа, места жертвоприношения, был впоследствии построен город Иерусалим. На вершине же горы возник храм Соломона. Рядом с Мориа на Голгофе будет принесён в жертву Господь Иисус Христос, Которого часто называют Агнцем Божиим. Господь пожалел Авраама и не дал ему принести Исаака в жертву. Но Бог не пожалел Себя и позволил людям принести в жертву собственного Сына, пришедшего в наш мир по послушанию к Своему Родителю и явившему нам пример абсолютного и искреннего доверия к Отцу Небесному.