Жил был в джунглях маленький шакал. Как-то он очень проголодался и пришел к реке, чтобы найти себе на обед рыбёшку или краба.
Не знал он, что на дне той реки живёт злой, прожорливый крокодил. И как только маленький шакал сунулся в воду, чтобы поймать краба, крокодил схватил его за лапу.
Малыш чуть не умер от страха, но вспомнил, чему учил его отец: «Без смекалки пропадёшь. Ты должен быть смелым, находчивым, и внимательным».
Поэтому маленький шакал не растерялся, а как ни в чём не бывало весело воскликнул:
— Ловко, нечего сказать! Может, вы думаете, что держите в зубах мою лапку? Ошибаетесь! Вы схватили какой-то гнилой корешок. Наверное, тина залепила вам глаза.
Крокодил разжал пасть и буркнул:
— Вот досада! Я-то думал вкусно пообедать.
Но когда крокодил увидел, как маленький шакал, целый и невредимый, отбежал от берега, то крикнул ему вслед:
— Берегись, всё равно ты от меня не уйдешь!
На другое утро крокодил спрятался у самого берега на расстоянии одного прыжка, и стал дожидаться, когда маленький шакал придёт к реке.
Но малыш, вспомнив отцовские наказы, остановился в пяти шагах от берега и начал как бы громко рассуждать сам с собой.
— Странно, очень странно. Куда из реки подевались все крабы? Раньше они всегда плавали у берега. Сидели под водой и булькали, а теперь ни одного пузырька не видно.
«Ну, сейчас я его поймаю!» — решил крокодил и начал под водой булькать, пузыри пускать.
— Теперь я вижу, где ты притаился, дядюшка крокодил! — воскликнул маленький шакал и убежал прочь.
Разъярённый крокодил высунул из воды пасть и закричал:
— Все равно я тебя съем!
С той поры маленький шакал из осторожности перестал ходить к реке, а стал себе пропитание в джунглях добывать.
Но злопамятный крокодил никак не мог успокоиться. Однажды он отправился в лес, заполз в нору шакала, открыл широко пасть и стал поджидать своего недруга.
Маленький шакал сразу заприметил возле своей норы чьи-то незнакомые следы. Малыш остановился и крикнул издалека:
— Здравствуй, мой домик! Почему ты сегодня меня не приветствуешь? Ты же при виде меня всегда подаёшь свой голос!
— Здравствуй, мой хозяин! — отозвался из норы крокодил, и маленький шакал, конечно, узнал его голос.
— Сейчас я приду! Только сначала соберу немного хвороста, чтобы сварить себе обед, — сказал малыш.
Он натаскал большую кучу хвороста, положил возле входа в нору и поджёг. Бросился крокодил к выходу, пробился сквозь огонь, и дал дёру.
Стыдно было ему возвращаться домой с опаленным хвостом, и он уполз жить в другое место.
Не зря говорят: находчивость — вторая сила.
(по мотивам индийской сказки)
«Уныние, отчаяние, депрессия». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина. Разговор шел о чувстве богооставленности. Что делать, когда рушатся все надежды и нападает отчаяние, как не перепутать депрессию с чувством покаяния и как преодолеть грех уныния и научиться верить и доверять Богу.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.