Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9
Прозвучавший отрывок из книги Бытия говорит нам не только об особой миссии, которую Господь возложил на ветхозаветного патриарха Авраама — ему суждено было стать родоначальником народа еврейского. Касается сегодняшнее чтение и темы родительства. Мы видим, как благодаря Библии закладываются основы нового понимания семейственности, где дети воспринимаются как благословение Божие.
Продолжение рода было одной из высших ценностей ветхозаветных евреев. Поэтому супружеские пары старались рожать больше детей. Бездетность считалась величайшим несчастьем и приравнивалась к смерти. Ведь в детях продолжалась жизнь родителей и всего рода в целом. Они хранили семейное имя и частицу души предков. Причина таких рассуждений была следующей — древние евреи ожидали пришествия в мир Мессии. Они также полагали, что умершие к тому времени иудеи встретятся со Спасителем через своих потомков. Поэтому отсутствие детей считалось в Израиле признаком отверженности Богом. Если мужчина умирал бездетным, его ближайший родственник должен был взять его вдову в жёны и сохранить имя умершего, дать ему потомство. Если жена была бесплодна, древний иудей брал себе ещё одну супругу — многожёнство в ту эпоху запрещено не было.
Древние евреи жили в агрессивном языческом окружении. Народы, обитавшие рядом с ними, практиковали детские жертвоприношения. Религия Израиля это варварство прямо осуждала. Любовь и нежное отношение к детям резко отличали древних евреев от прочих народов. В иудейском обществе больше ценились мальчики — ведь они являлись продолжателями рода. Особый статус имели мальчики-первенцы — они получали от отца самую большую часть наследства. В случае смерти главы семейства именно на первенца ложилась ноша заботы о матери и сёстрах. Девочки также имели в древнем Израиле важный статус и после смерти главы семейства приобретали долю его имущества. Такая особенность в правах наследования являлась также отличием иудейской культуры от прочих ближневосточных цивилизаций.
Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорождённого купали, обмывали соляным раствором и пеленали. Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью. Отлучение от грудного кормления происходило сравнительно поздно и сопровождалось особыми празднествами. Имя давалось ребёнку тотчас после рождения, в отличие от современного еврейского обычая — называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания. Первые годы жизни ребенка проходили под опекой матери. Когда дети становились старше, воспитанием сына начинал заниматься отец, о воспитании дочери до её замужества продолжала заботиться мать. По закону пророка Моисея дети обязаны были почитать обоих родителей. Недостаточное уважение к старшим считалось признаком разложения общества и приводило к различным бедствиям. Уважение к родителям было закреплено пятой заповедью Моисея, которая исполняется и христианами.
В древнем Израиле судьбой детей чаще всего распоряжался отец. Он определял, каким ремеслом овладеют его дети, с кем они вступят в брак. В случае неповиновения отец мог наказать детей физически, лишить их наследства и даже продать в рабство. Но это происходило только в самых исключительных случаях. Традиционно же большинство семей древних евреев жили дружно и благочестиво, стараясь подражать ветхозаветному патриарху Аврааму — родоначальнику избранного Богом народа.