Очень часто близкие люди в одной семье - молодая мама и бабушка не помогают друг другу, а напротив, выдерживают какое-то противостояние. Как найти выход из этой ситуации и можно ли вообще избежать подобного поведения в семье? Рассказывает Ольга Ильина, руководитель патронажной службы школы “Драгоценность”.
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. Знаменитая проблема «отцы и дети», к сожалению, сегодня часто выглядит по-другому, можно было бы её назвать так: «мамы и бабушки». К сожалению, очень часто, в одной семье, самые близкие, казалось бы люди – это молодая мама и бабушка, не помогают друг другу, а выдерживают какое-то противостояние. Так это или не так, давайте спросим у моей гостьи. У меня в гостях сегодня Ольга Ильина – руководитель патронажной службы родительская школа «Драгоценность», здравствуйте, Ольга.
О. Ильина:
— Здравствуйте, Софья.
С.Бакалеева:
— Вот вы же прямо приходите в семьи, правда, к молодой маме с малышом, погружаетесь в самую сердцевину. Это действительно так? Есть такая проблема?
О. Ильина:
— Это действительно так и это проблема настолько часто встречающаяся в наше время, что, ну да, я обычно, когда мы на лекциях подготовки к родам с беременными говорим о том, с чем они встретятся в начале своего материнства, я всегда оговариваю, что ребята, это есть очень важная тема, которую вам очень хорошо было бы решить сейчас на берегу, пока ещё можно договориться.
С.Бакалеева:
— А как можно подготовиться к этому?
О. Ильина:
— Дело в том, что в предыдущих передачах мы говорили, и это действительно так, у будущей бабушки, у неё абсолютно другой опыт решения той или иной ситуации, чем у женщины, которая сейчас становится мамой, или того мужчины, который становится папой. Соответственно мама, которая сейчас станет бабушкой свой собственный материнский опыт пытается передать – это нормальное естественное природное состояние, чтобы из поколения в поколение передавался опыт. Но тот опыт, который у неё, устарел.
С.Бакалеева:
— Сегодня уже нельзя приложить.
О. Ильина:
— Он просто… не будем говорить, мы об этом говорили в прошлые разы, он действительно морально устарел. И бабушка чувствует себя отставленной…
С.Бакалеева:
— Ненужной просто.
О. Ильина:
— Совершенно ненужной, не имеющей авторитета. С другой стороны мама тоже, она бы может быть и рада была бы, то есть, во-первых, ей нужна помощь бабушки, но ей не нужна помощь в той форме, в которой бабушка готова её предоставить.
С.Бакалеева:
— О чём спорят чаще всего?
О. Ильина:
— Чаще всего спорят по вопросам ухода за ребёнком и по вопросам кормления ребёнка грудью. То есть две вот эти основные темы. Бабушки сейчас тоже понимают, что ребёнка хорошо бы кормить грудью, но в их представлении… их учили по-другому это делать.
С.Бакалеева:
— То есть нужно сцеживаться?
О. Ильина:
— По часам, сцеживать, не дольше 10 минут и так далее.
С.Бакалеева:
— Не держать долго ребёнка на руках, да?
О. Ильина:
— Долго на руках нельзя, приучишь и так далее. Пеленать надо или что-то там, таскать на себе нельзя. Ну, то есть все стереотипы, с которыми бабушка растила ребёнка, исходя из той системы, в которой она его растила, у неё другого опыта нет, у неё что есть, тем она и пытается поделиться, искренне пытается поделиться. Мама это взять не может, потому что она понимает, что этот опыт её мамы или её свекрови устарел. Но часто молодой маме не приходит в голову очень простой вещи, как бы вообще-то бабушки… Прежде чем родится ребёнок, 9 месяцев нам дается не только на то, чтобы физически он вырос, чтобы подготовиться самим и чтобы подготовить всё окружение к его встрече. И вообще-то за это время было бы очень неплохо, чтобы бабушка была хотя бы в курсе, что вы собираетесь делать с её внуком. Потому что она будет в шоке от того, что вы с ним делаете не то, что с детьми делают в её представлении и здесь конфликт неизбежен. Поэтому мы всегда очень просим, особенно в ситуации, если молодой семье приходится жить с бабушкой под одной крышей, обязательно вводить в курс дела.
С.Бакалеева:
— Как это сделать? Может быть, бабушку стоит пригласить, скажем, на курсы подготовки к родам, если ходит молодая пара?
О. Ильина:
— Прекрасно, если бабушка готова съездить хотя бы на несколько занятий, хотя бы в той части, которая её напрямую коснется, то есть грудное вскармливание и уход за ребёнком. Чтобы она понимала, что в результате она получит и почему это так, потому что, ну, понятно, что на курсах инструкторы по подготовке к родам, патронажные сестры рассказывают об этом обо всём вполне доходчивым языком, уже собрав все факты, не нужно самому информацию искать.
С.Бакалеева:
— Ну да, потом это будет звучать более убедительно, чем от родной дочери, или невестки.
О. Ильина:
— Да, это стороннее авторитетное мнение. И более того, поскольку обычно у нас есть за плечами большой опыт собственный материнский, а собственная родная дочь или сноха, она в первый раз рожает ребёнка. А тут есть женщины, которые трёх-четырёх уже выкормили…
С.Бакалеева:
— И довольны этим, ещё хотят.
О. Ильина:
— Ещё и счастливы почему-то. Соответственно, здесь есть такой отдельный источник информации, поэтому если есть возможность привести бабушку на курсы подготовки к родам – это чудесно. Если нет, то по крайней мере с ней необходимо это все обсуждать, чтобы она как минимум была готова, чтобы она не была шокирована.
С.Бакалеева:
— Чтобы у неё было время подумать, принять что-то, что она может принять.
О. Ильина:
— Нужно понимать, что вообще-то бабушка для ребёнка – это большая ценность, то есть очень важно, чтобы вот эта связь между поколениями была, но чтобы она была нормальная, полноценная и никому не давала по мозгам, чтобы никто от этого не получал психической травмы, важно договариваться на берегу.
С.Бакалеева:
— То есть если бабушка мыслить по-другому, это не значит, что её нужно отставить совсем и не подпускать к ребёнку?
О. Ильина:
— Нет, бабушка обязательно должна понимать, что её уважают, как представителя старшего поколения, как носителя опыта. На самом деле, по большому счёту, давайте будем откровенны, мы все как-то выросли всё равно, вопреки… нас как-то родители, при всех своих неправильных методиках, умудрились вырастить и некоторые из нас ещё остались здравомыслящими и способны критически осмыслять информацию. Это о чём-то говорит. Значит, бабушки были уж не настолько плохими мамами, чтобы совсем их в грош не ставить.
С.Бакалеева:
— Ну да, прежде всего надо быть благодарным своим родителям.
О. Ильина:
— Поэтому то, что можно взять из опыта родителей – берём и с благодарностью это подчёркиваем – это очень важно. То, что мы не можем взять, мы старательно объясняем предыдущему поколению, почему мы делаем так, а не иначе. Мы даём бабушке услышать мнение авторитетных носителей мнения, мы даём бабушке почитать современные исследования, если у нас интеллигентная, продвинутая бабушка. Это не сложно, откройте ей в компьютере несколько файлов, которые она прочитает. Дайте ей книжку, чтобы она хоть понимала, что у нас происходит. И не идите на конфронтацию, действительно, просто всё, что можно сделать мирно – делайте мирно.
С.Бакалеева:
— Ну, вот скажем, бабушки же хотят действительно быть полезными, искренне хотят помогать, а как помочь бабушке стать полезной?
О. Ильина:
— Значит, если, всё-таки, мы с вами говорим о том, что мы бабушку готовим к рождению внука, то неплохо бы это обсудить, чем мама, или свекровь может помочь этой молодой паре. Надо бы, по-хорошему, действительно обговорить, где чьи обязанности. Мы говорили с Вами в прошлый раз, что мама и дитя – это единая система. Заменить маму ребёнку бабушка точно не сможет. Не только потому, что у неё грудь не лактирующая, а бутылочку мы не хотим давать ребёнку. Кроме всего прочего, мама и ребёнок просто физически, гормонально связанная система. А бабушка – это следующее звено, у неё другая функция изначально. Бабушка – это как бы один из очень важных людей в создании вокруг мамы этого поля спокойствия, поля защиты. Что может бабушка? Бабушка может разгрузить молодую маму от быта, рутины и дать ей возможность находиться в этой общей с ребёнком системе.
С.Бакалеева:
— То есть если бабушка настаивает на том, что пеленки необходимо гладить, можно не спорить с ней, а попросить помочь в этом.
О. Ильина:
— Прекрасно! Никто ещё не помер от того, что его заворачивали в глаженую пелёнку, если бабушка считает это правильным – это не тот повод, где нужно с бабушкой дискутировать. Хочет гладить пелёнки – вот тебе бабушка утюг – гладь.
С.Бакалеева
— И при этом не забывать благодарить.
О. Ильина
— Да, безусловно, чтобы ещё бабушка понимала, что она важное дело делает. То есть настолько, насколько она считает его важным, пусть она его делает. Если она хочет погулять с внуком, прекрасно, пусть гуляет. Но тем не менее, объясните маме или свекрови сразу, что бы вы от неё хотели и что по-вашему неправильно было бы, чего ей от вас не стоит хотеть и почему вы не считаете это правильным. Плохо, когда эту ситуацию приходится разрешать уже после родов. Это тоже возможно и мне часто приходится работать посредником, вот уже придя в семью работать посредником между двумя поколениями. Вот то, чего они не сделали до родов, в этот момент я оказываюсь между ними. Я человек со своим материнским опытом, который бабушка уже в какой-то грош может ставить, потому что всё-таки четыре ребёнка. Я пытаюсь этой молодой бабушке объяснить, почему её дочь поступает так и наоборот, дочери объяснить, почему её мама или свекровь в более тяжёлом случае считают так, а не эдак.
С.Бакалеева:
— А это такой конфликт, который не разрешён до родов, он действительно осложняет жизнь?
О. Ильина:
— Он безусловно осложняет жизнь, но лучше его начать решать хотя бы в процессе, чем загонять вглубь, потому что, честно говоря, от этого плохо всем. От этого плохо не только молодой маме…
С.Бакалеева:
— Вот Вы приходите и видите, что такой конфликт есть. Как это отражается на ребёнке, отражается на маме?
О. Ильина:
— На ребенке это отражается почти всегда, то есть я не видела ситуации, когда на ребёнке это вообще никак не отражается. Дело в том, что если уж мы берем как аксиому, что у нас мама и ребёнок – единая система, всё, что испытывает мама, в той или иной степени достаётся ребёнку. Понервничала – молоко пропало, да, я говорила про то, что если мама нервничает и у неё в крови адреналин, который заменяет окситоцин, который нужен для выделения молока, то молоко вроде есть, но оно не выделяется.
С.Бакалеева:
— Они противоположны, да, адреналин и окситоцин?
О. Ильина:
— Это гормоны антагонисты, которые просто, когда человек в стрессе, у него уровень адреналина подскакивает, соответственно адреналин подавляет выработку окситоцина. Это весы, они всегда есть. Поэтому мама, находящаяся в постоянном стрессе, в постоянном конфликте со своей мамой или со свекровью, ей действительно будет даже просто физически трудно кормить грудью. Это чистая физиология, до психологии дело даже не доходит, потому что просто молоко не идёт. Кому это надо? Бабушке это тоже не надо. Бабушка всё-таки хочет, чтобы у неё нормальный здоровый внук вырос. Вот это то общее, на чём они с мамой могут сойтись, и мы ищем общее, мы не обсуждаем частности. Как кормить, сколько кормить, почему кормить – это всякий нормальный человек способен понять, почему мы делаем так. Потому что к нашим дням наука доказала, что это так. А вот в ваше время наука ещё… ну у нас же прогресс есть, вы же сами понимаете, вы сами росли в то время, когда прогресс двигался, то есть вы знаете, что наука развивается.
С.Бакалеева:
— Ну, где-то можно, наверное, пойти на компромисс, уступить где-то бабушке.
О. Ильина:
— Где можно, да, как с этим глаженьем пелёнок, прекрасно. Если бабушка боится, что вы ребёнка купаете в большой ванне, не надо ребёнка, особенно при бабушке, совершенно не надо купать в большой ванне.
С.Бакалеева:
— То есть и толка не будет от самой процедуры, да?
О. Ильина:
— Да, мы никогда не делаем того, чего мы можем не делать. Вот действительно, носить ребёнка на руках желательно без пелёнок, но если бабушка переживает, что у нас ребёнок замерзнет, конечно, важно, чтобы ребёнка не перегреть в обратную крайность не впадать, но вот вы желаете ребёнка закалять, чтобы он у вас голопопый жил - прекрасная методика. Но если от этого в доме постоянно висят тучи, атмосфера психоза нарастает, то лучше наденьте на ребёнка что-нибудь, ну не помрёт он от того, что вы его начнёте закаливать не сейчас, а через полгода. То есть это и искусство компромиссов и искусство разговаривать друг с другом всегда. Да, когда можем, мы работаем посредниками здесь. Но мне бы действительно очень хотелось, чтобы будущие мамы задумывались о том, чтобы подготовить бабушек к их «бабушкинству», не знаю, как аналог слова родительства есть ещё «бабушкинство».
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Ольга. У нас в гостях была Ольга Ильина – руководитель патронажной службы родительской школы «Драгоценность». Оказывается, готовиться к родам нужно не только будущей маме, но и будущей бабушке. Помогите ей в этом, расскажите, как вы хотите растить ребёнка, и может быть, какие-то возможные будущие конфликты вы сможете уладить и разрешить до того. Ведь самое главное, чтобы вы растили вашего малыша в любви, чтобы эта любовь царила в вашей семье. Любовь между супругами, любовь между младшим и старшим поколением, чего вам и желаю. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер












