Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15
О терпении Авраама известно даже тем, кто слабо знаком с содержанием Библии. В течение нескольких десятков лет этот ветхозаветный праведник ждал, когда же сбудутся данные ему Богом обещания. Господь регулярно посещал Авраама в видениях, давал ему указания, которые спасали праведнику жизнь. Но главное для патриарха событие никак не наступало. Жена Авраама, Сарра, была бесплодна. Каких-то надежд на то, что она сможет родить наследника, с каждым годом становилось всё меньше. Отчаяние стало посещать Авраама. Но одно дело — видение человеческое, а другое Божие.
Господь желал, чтобы ветхозаветный патриарх достиг редких для Ветхого Завета высот смирения и кротости. Не потому, что хотел его как-то унизить, а для того, чтобы в лице Авраама сначала еврейский народ, а через него и новый Израиль — христиане — получили пример стойкости в вере. Сегодняшний отрывок из книги Бытия говорит нам об одном из ключевых событий из жизни праведника.
Господь, увидев веру Авраама, решает заключить с ним завет-договор. Бог обращается к патриарху в видении, говорит ему, что будет для него щитом, то есть неотступным защитником. Но не о своей безопасности беспокоится Авраам. Он всем сердцем желает, чтобы его искренняя любовь к Сарре стала плодотворной, чтобы наконец-то родился долгожданный наследник. Авраам переживает, что всё его имение достанется чужому человеку. Но Господь успокаивает Своего избранника, говорит, что от чресл его (то есть от его естества и законного брака) родится наследник.
Авраам, хотя и отличался довольно сильно от своих современников, был человеком в духовном отношении более тонким, в данной ситуации ведёт себя приземлённо. Он хочет получить от Бога ощутимую гарантию. И Господь нисходит до просьбы Авраама. Творец даёт обещание на крови. Он приказывает патриарху умертвить нескольких животных и разделить их тела на две продольные половины. Господь вновь является Аврааму, но это уже не мирное видение, а явление в силе. Праотец всем естеством ощущает могущество Творца. Бог принимает жертву Авраама, клянётся, что исполнит обещание о даровании наследника и земли обетованной. Так в древнем Израиле устанавливается традиция жертвоприношений.
Религия Древнего Израиля по сравнению с верованиями Вавилона или Египта была очень простой и сводилась к одному — всё самое дорогое что у тебя есть, раздели с Богом. Такой обычай, как мы видим, был установлен самим Господом. Он повелевает Аврааму и его сыновьям приносить жертвы. Впоследствии уже через пророка Моисея был установлен обряд богослужебных жертвоприношений в скинии собрания, а затем в ветхозаветном храме. Зачем это было нужно? Неужели Богу чего-то недоставало?
Понять ветхозаветный обычай принесения жертв можно, если прочесть слова пророка Исайи: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное». Древние евреи были зажиточным народом с непростым характером. Повелев совершать жертвы, Господь хотел научить Свой народ быть милостивым и милосердным. С пришествием в мир Христа Спасителя кровавые жертвоприношения Ветхого Завета были отменены. Потому что все они, на самом деле, были символом великой Жертвы Христа на Кресте, которую Спаситель принёс за всех людей. Не зря Иоанн Креститель сказал о Спасителе: «вот Агнец (ягнёнок) Божий, Который берёт на Себя грех мира».
Возвращаясь к личности патриарха Авраама, необходимо отметить, что ветхозаветный праведник, искренне веривший Богу, стал примером того, как необходимо жить человеку — не замыкаясь на собственных нуждах и не заботясь исключительно о себе. Авраам, желая получить наследника, переживал не столько о своём счастье, сколько об исполнении дела Божьего. Жертвы, на которые патриарх шёл, воспринимались им не в качестве угнетающей обязанности или повинности, а были искренним проявлением любви к Богу и людям.