Книга Бытия, Глава 12, стихи 1-7
История призвания Авраама — глубоко пронзительная. Представим себе, сколько надо иметь мужества и решимости, чтобы в 75 лет отправиться в полную неизвестность — даже не понимая, ради чего ты покидаешь родные места, оставляешь среду, в которой прожил всю жизнь, и впереди тебя ждёт — сплошная неопределённость. Причём одно дело, если бы Авраам ушёл один: но он снимает с места весь род, все семьи своих родных — а тогда жили очень крупными семьями! То есть мера его ответственности простиралась на всех тех, кто отправился вместе с ним в путь — и, естественно, у других членов не могло не возникать вопросов — а куда и зачем мы уходим? Почему бы Богу не сказать Аврааму прямо: уходи от безумных огнепоклонников-халдеев, и в награду ты получишь плодоносные земли, где твой род будет процветать из века в век? Но Бог говорит иное: «иди в землю, которую Я укажу тебе...» То есть в момент принятия решения — идти либо нет — Бог никаких гарантий улучшений жизненных условий — не даёт! Как в такой ситуации, когда, когда, как мы бы сказали сегодня, «нет никаких вводных», принимать столь кардинальное решение?...
Среди разных психологических тренингов есть один интересный тест. Человеку, сзади которого находится терапевт, предлагается... начать падать назад. Умом он понимает, что сзади стоит тот, кто при первой опасности рухнуть на пол тотчас же подхватит — но как же трудно в это поверить, когда земля начинает действительно уходить у тебя из-под ног! Это — тест на способность доверять и брать на себя реальные риски как обязательное следствие доверия. Где нет рисков — там нет и доверия. Где нет сверхрисков — не будет и веры. Не объясняя Аврааму, куда и зачем ему следует идти, Бог предельно повышает риск личной веры праотца — и этот процесс выращивания веры будет повторяться снова и снова, доходить до каких-то немыслимых размеров — пока внутренний слух Авраама не станет настолько тонок и отзывчив к Божественному голосу, что он начнёт понимать «с полуслова».
Прошло уже более 4 тысяч лет с тех пор — а образ праотца Авраама, «отца веры», продолжает вдохновлять и волновать. Ведь каждого из нас Бог тоже ведёт своим путём веры: Он взаимодействует с нами, создавая кризисы и проблемы, давая непонятные указания, далеко не всегда приятные нашему слуху и ясные для нашего разума. Но когда мы хотя бы однажды смогли ощутить вкус именно такой веры, веры Авраама — нам становится значительно проще отпускать, прекращать контролировать всех и вся, отдавая Богу право быть нашим единственным Господином. И пост — самое благодатное время для того, чтобы развить наш слух веры — в чём и да поможет нам замечательный праотец Авраам!