Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Господь обвиняет свой народ в неискренности и лести: люди почитают Его на словах, но на деле сердце их обращено к заповедям человеческим. Казалось бы, все вольны поступать, как им угодно, но находятся те, кто желает сохранить с Богом хорошие отношения.
Пожалуй, каждому из нас тоже знакомо ощущение неискренности слов, которые обращают в наш адрес. И, конечно, мы хорошо знаем, как обычно на это реагируем. Ведь если человек явно неискренен, но готов поддерживать отношения — это значит, что он нас использует и сами по себе мы ему не нужны. Естественно, всё это очень неприятно и обычно, когда мы это понимаем, мы расстраиваемся и на того, кто так себя ведёт, обижаемся.
Но вот что особенно интересно, обижается ли Бог?
Вопрос, конечно, звучит несколько абсурдно и отрицательный ответ кажется слишком очевидным, но по факту подобное отношение к Богу не остаётся без ответа. Мы слышим, что Он намеревается ответить на подобные поступки и Его действия приведут к тому, что «мудрость человеческих мудрецов погибнет и разума разумных не станет».
Что это как не обида? Ведь это явно выглядит как наказание.
Выглядит, но только для тех, кто воспринимает всё происходящее из человеческой перспективы. Однако с точки зрения Бога всё выглядит иначе.
Дело не в том, что людей надо наказать, и даже не в том, что они неискренни. Их обращённость к Богу не просто двулична, ведь они прикрывают ею не безразличное отношение, но злые дела. Внешне всем кажется, что они праведны, но внутренне их сердце уже в плену неправды.
Может ли Бог согласиться с подобным состоянием людей? Конечно, нет. Но может ли он привлечь их к себе насильно? Тоже нет. В таком случае, единственное, что остаётся — оставить их, чтобы они сами поняли пагубность своего пути. Они были очень самоуверенны в сердцах своих и полагали, что никто не увидит их преступлений... Но они не безразличны Богу и Он приводит их к осознанию пагубности их выбора. При этом Он делает всё это не потому, что хочет отомстить, но потому, чтобы исцелить этих людей.
И чем больше масштаб болезни, чем больше расхождение между искренним обращением к Богу и стремлением к своим собственным целям, тем страшнее бывает падение и наказание.
Однако Исаия знает, что это время пройдёт. Зло исчезнет, а народ Божий образумится, и бедные люди будут торжествовать. Но прежде чем это произойдёт, меру своих ошибок и своих грехов каждый народ и каждый человек проживает и переживает сам... потому что общение с Богом не может быть формальным, но должно исходить из самого человеческого сердца.