— Дорогая, посмотри скорее сюда! Тебе ничего не напоминает церковь на этой картине?
— Как же она похожа на собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде! Но я, наверное, ошибаюсь. У храма в Саввино-Сторожевском монастыре крыша серого цвета. А у этого — зелёная.
— Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, но вы совершенно правы! Эта картина Станислава Юлиановича Жуковского называется «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». Художник написал её в 1904 году. С тех пор, вероятно, крышу успели поменять.
— Большое спасибо Вам за то, что подсказали! Так это и правда Звенигород! Мы ведь с мужем совсем недавно там были. Гостили у дочери в Москве, и решили съездить к святому Савве Сторожевскому в его монастырь. Как же там хорошо! И как замечательно, что у нас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств есть эта картина. А Вы, наверное, знаете её историю?
— Да, я немного с ней знаком. «Храм Рождества Богородицы» — одна из тех картин, которые мне особенно хотелось увидеть в вашем музее.
— Интересно, она с натуры написана?
— У Станислава Жуковского была одна характерная черта — он писал исключительно с натуры. Порой даже без предварительных этюдов. Как вспоминали его коллеги, работал художник очень быстро и вдохновенно. Полотна получались одухотворёнными, глубокими и прекрасными. Неудивительно, что в начале ХХ века Станислав Жуковский считался одним из самых известных русских пейзажистов наряду со своими учителями — Исааком Левитаном и Василием Поленовым.
— Пейзаж на картине действительно просто потрясающей. Такой солнечная, жизнерадостный! Ранняя весна — наверное, март. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора.
— При одном только взгляде на полотно сердце наполняется радостью. И это несмотря на то, что на первом плане картины изображено... кладбище! Монастырский погост за алтарём храма.
— Так Станислав Жуковский в своей работе воплотил Евангельскую благую весть о вечной жизни. Весна — время пробуждения природы. Совсем скоро под тёплым ярким солнцем она оживёт от зимнего сна. Точно так же оживут, воскреснут в последний день все мёртвые — благодаря Христу.
— А ведь и правда — Христа называют Солнцем Правды. Однажды Его лучи всех нас разбудят к жизни вечной. Смерть — вовсе не конец человеческого существования. Это ли не радость?
— Современники Станислава Юлиановича отмечали, что в его полотнах звучит ликующая радость. А сам Жуковский говорил, что стремится воплотить в своих картинах красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
— Неповторимость... Как это верно сказано! Каждый момент стоит ценить, за каждую минуту благодарить Господа. Вот и наша с мужем недавняя поездка в Звенигород — это же настоящий подарок Божий. И то, что в художественном музее нашего города есть картина с храмом Рождества Богородицы — тоже...
— А правда, что этот главный собор Саввино-Сторожевского монастыря — один из самых древних храмов на московской земле?
— Это действительно так. Храм построили в конце 14 века. Сначала — деревянный. Позже, в начале 15-го столетия, на его месте был возведён белокаменный. Его расписывали иконописцы из круга Андрея Рублёва. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней. Со временем собор достраивался и видоизменялся. Но сохранил свою удивительную красоту и величие.
— И художнику Станиславу Жуковскому так живо удалось их передать в своей картине! Теперь буду приходить в наш Нижнетагильский музей изобразительных искусств и смотреть на это полотно, когда снова захочется побывать в Звенигороде.
— Мы с тобой в Саввино-Сторожевский монастырь ещё обязательно съездим!
— Кстати, я живу в Москве и часто приезжаю в Звенигород. Так что буду очень рад там с вами встретиться!
— Значит, не прощаемся!
Картину Станислава Жуковского «Храм Рождества Богородицы. Звенигород» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







