— Дорогая, посмотри скорее сюда! Тебе ничего не напоминает церковь на этой картине?
— Как же она похожа на собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде! Но я, наверное, ошибаюсь. У храма в Саввино-Сторожевском монастыре крыша серого цвета. А у этого — зелёная.
— Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, но вы совершенно правы! Эта картина Станислава Юлиановича Жуковского называется «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». Художник написал её в 1904 году. С тех пор, вероятно, крышу успели поменять.
— Большое спасибо Вам за то, что подсказали! Так это и правда Звенигород! Мы ведь с мужем совсем недавно там были. Гостили у дочери в Москве, и решили съездить к святому Савве Сторожевскому в его монастырь. Как же там хорошо! И как замечательно, что у нас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств есть эта картина. А Вы, наверное, знаете её историю?
— Да, я немного с ней знаком. «Храм Рождества Богородицы» — одна из тех картин, которые мне особенно хотелось увидеть в вашем музее.
— Интересно, она с натуры написана?
— У Станислава Жуковского была одна характерная черта — он писал исключительно с натуры. Порой даже без предварительных этюдов. Как вспоминали его коллеги, работал художник очень быстро и вдохновенно. Полотна получались одухотворёнными, глубокими и прекрасными. Неудивительно, что в начале ХХ века Станислав Жуковский считался одним из самых известных русских пейзажистов наряду со своими учителями — Исааком Левитаном и Василием Поленовым.
— Пейзаж на картине действительно просто потрясающей. Такой солнечная, жизнерадостный! Ранняя весна — наверное, март. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора.
— При одном только взгляде на полотно сердце наполняется радостью. И это несмотря на то, что на первом плане картины изображено... кладбище! Монастырский погост за алтарём храма.
— Так Станислав Жуковский в своей работе воплотил Евангельскую благую весть о вечной жизни. Весна — время пробуждения природы. Совсем скоро под тёплым ярким солнцем она оживёт от зимнего сна. Точно так же оживут, воскреснут в последний день все мёртвые — благодаря Христу.
— А ведь и правда — Христа называют Солнцем Правды. Однажды Его лучи всех нас разбудят к жизни вечной. Смерть — вовсе не конец человеческого существования. Это ли не радость?
— Современники Станислава Юлиановича отмечали, что в его полотнах звучит ликующая радость. А сам Жуковский говорил, что стремится воплотить в своих картинах красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
— Неповторимость... Как это верно сказано! Каждый момент стоит ценить, за каждую минуту благодарить Господа. Вот и наша с мужем недавняя поездка в Звенигород — это же настоящий подарок Божий. И то, что в художественном музее нашего города есть картина с храмом Рождества Богородицы — тоже...
— А правда, что этот главный собор Саввино-Сторожевского монастыря — один из самых древних храмов на московской земле?
— Это действительно так. Храм построили в конце 14 века. Сначала — деревянный. Позже, в начале 15-го столетия, на его месте был возведён белокаменный. Его расписывали иконописцы из круга Андрея Рублёва. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней. Со временем собор достраивался и видоизменялся. Но сохранил свою удивительную красоту и величие.
— И художнику Станиславу Жуковскому так живо удалось их передать в своей картине! Теперь буду приходить в наш Нижнетагильский музей изобразительных искусств и смотреть на это полотно, когда снова захочется побывать в Звенигороде.
— Мы с тобой в Саввино-Сторожевский монастырь ещё обязательно съездим!
— Кстати, я живу в Москве и часто приезжаю в Звенигород. Так что буду очень рад там с вами встретиться!
— Значит, не прощаемся!
Картину Станислава Жуковского «Храм Рождества Богородицы. Звенигород» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».