— Как всё-таки здорово ты придумала провести наш медовый месяц! Путешествуем по России. Вот и до Нижнего Новгорода добрались. А неплохой у них художественный музей, правда?
— Замечательный! Хорошо, что мы сюда зашли. Смотри, какая интересная картина! Ну, прямо мы с тобой.
— Михаил Нестеров. «Два лада». Название мне ни о чём не говорит. А вот сюжет и правда, романтический. И как будто немного сказочный.
— Да... Добрый молодец и девица-красавица идут рядом по берегу озера. Вокруг лес — ёлки, берёзы, осины. А по озеру плывут два белоснежных лебедя. Правда, интересно, а почему картина так называется?
— Кажется, я могу ответить на ваш вопрос.
— Да, просветите, пожалуйста! Будем благодарны.
— Слово «лад» пришло к нам из старославянского языка. И означает оно гармонию, согласие, взаимную любовь. В древней Руси жених ласково называл суженую «лада», то есть, «любимая». Точно так же обращался и муж к своей жене.
— Значит, на картине изображены влюблённые! Я угадала!
— Да. И, скорее всего, это супруги.
— А почему вы так думаете?
— Я немного знаком с историей создания картины «Два лада». И если вы не торопитесь, то мог бы поделиться с вами тем, что о ней знаю.
— Мы с удовольствием послушаем!
— Михаил Васильевич Нестеров написал картину в 1905 году. К тому варианту, который мы с вами сейчас видим, художник шёл целых десять лет. Существует несколько известных эскизов этой работы. К созданию полотна Нестерова подтолкнули первые строки поэмы Алексея Толстого «Порой весёлой мая».
— А вы их знаете?
— Попытаюсь вспомнить... Порой веселой мая / По лугу вертограда / Среди цветов гуляя / Сам-друг идут два лада.
— Здорово. А... что такое вертоград и сам-друг?
— Вертоград — устаревшее название виноградника. А сам-друг — тоже старое слово и значит оно — вдвоём.
— Но я не вижу на картине виноградника. Пару окружает лес — красивый, таинственный.
— Нестеров и не стремился буквально воплотить на полотне поэтические строки. Он вложил в картину своё видение, свои переживания.
— Интересно, какие?
— В жизни Михаила Васильевича был свой лад — счастливый брак. Художник и его супруга Мария Ивановна нежно любили друг друга. К сожалению, через год после венчания Мария Ивановна скончалась, не выдержав тяжёлых родов.
— Как же художник жил без любимой жены?
— Нестеров верил в вечную жизнь и чувствовал через молитву, что они с супругой по-прежнему вместе. Образ Марии Ивановны и своей любви к ней Михаил Васильевич воплощал в картинах. «Два лада» — одна из них.
— А знаете, что я заметила? На этой картине в ладу, то есть, в гармонии, не только юноша и девушка. Посмотрите, опушка леса на горизонте такая же округлая, как очертание берега озера. А стройные берёзки похожи на тонкий стан красавицы в парчовом кафтане. От полотна словно исходит внутренний свет, чувствуется какая-то высокая чистота. А два лебедя — они ведь наверняка тоже здесь не случайно?
— Лебедя не зря считают символом чистой любви и верности. Эти птицы заводят семью раз и на всю жизнь.
— Как это прекрасно!
— И у нас с тобой будет только так, моя лада!
— Ну, я, пожалуй, не буду вам мешать. Рад был пообщаться! Оставляю вас наедине с картиной Михаила Нестерова «Два лада».
— Нам было очень интересно вас слушать! Всего хорошего!
Картину Михаила Нестерова «Два лада» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер