— Андрей Борисович, сегодня здесь, в Воронежском художественном музее, я впервые увидела своими глазами картины Елены Киселёвой — и потрясена!
— Вас впечатлила картина со скромным названием «Маруся»? Вы перед ней так долго стоите.
— Да, в этом портрете поразительно и смелое цветовое решение, и тонкий психологизм. Молодая женщина в синем атласном платье и красной шёлковой блузе открыто смотрит на зрителя. Ткани её одежд почти осязаемы благодаря мастерски переданной структуре. Но ещё отчётливее ощущается настроение модели, её внутренний мир.
— В портрете читается цельность характера, правда?
— Да, видно, что Маруся имеет в душе стержень. В шелках она выглядит утончённо и женственно, но на ней вполне органично будут смотреться латы Жанны Д’Арк. Такие женщины способны на поступок, на подвиг.
— И многим ровесницам Маруси выпало его совершить. Картина написана в 1910 году, через семь лет в России произошла революция, настало время испытаний.
— А как сложилась судьба этой девушки с портрета?
— Историкам не удалось выяснить даже, кто это. Известно лишь, что Маруся была сестрой одного из однокашников Елены Киселёвой по Академии художеств.
— Киселёва окончила Академию?
— Да, Елена была одной из любимых учениц Репина. Её творчество высоко ценил не только Илья Ефимович. Картины Киселёвой неизменно получали высокие оценки самых взыскательных критиков. Причем не только в России, но и Париже, где она проходила стажировку по окончании учёбы в десятых годах двадцатого века. На это время пришёлся расцвет её творчества. И «Маруся» — одно из самых ярких полотен художницы.
— А почему оно хранится в Воронеже — не в Москве, не в Питере?
— Этот город сыграл особую роль в биографии Елены. Здесь она родилась и выросла. После революции художница была вынуждена эмигрировать. После долгих скитаний они с мужем, математиком Антоном Билимовичем и маленьким сыном нашли приют в Сербии, в городе Белграде. Елене Киселевой удалось вывезти туда почти все свои работы. «Маруся» оказалась одной из немногих картин, оставшихся на родине. Портрет хранился у матери художницы, Марии Киселёвой. Мария Эдуардовна хотела, чтобы имя дочери помнили на родине, и в 1929 году передала полотно в Воронежский музей.
— Вот это история!
— И это ещё не конец! В шестидесятые годы двадцатого века портрет Маруси привлёк внимание сотрудницы Воронежского художественного музея, Маргариты Ивановны Лунёвой. Ваша тёзка стала искать информацию об авторе картины, и её поиски оказались успешными! Елена Киселёва откликнулась на запрос, завязалась переписка. В 1967 году Елена Андреевна прислала из Белграда в Воронеж бесценный подарок — собрание своих картин. Она призналась, что очень рада, что в России её помнят.
— А в Сербии что же, её творчество не знали?
— Там о нём никто не догадывался. Киселёва почти не рисовала в эмиграции. А после того, как её единственный сын погиб в 1944 году в фашистском концлагере, она больше не брала кисть в руки. И прежние работы нигде не выставляла. В Сербии Елену Андреевну знали только как приветливую и гостеприимную жену профессора Билимовича.
— Представляю, какой труд души стоял за этой приветливостью. Потерять родину, сына, радость творчества — и не замкнуться в своём горе. Выходит, художнице самой была свойственна решимость к подвигу, которую она запечатлела на портрете неведомой нам Маруси.
— Можно сказать, что этот портрет — собирательный образ русской женщины, которая прошла в двадцатом веке путём страданий и сохранила духовную силу, душевную теплоту и сердечность.
«Картину Елены Киселёвой „Маруся“ можно увидеть в Воронежском областном художественном музее имени Ивана Крамского».
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема