— Как я люблю, Андрюша, гулять по центру Москвы, рассматривать старинные дома. Вот этот какой интересный — красный с белыми колоннами!
— Да, сестрёнка, особняк под номером одиннадцать на Новинском бульваре и впрямь великолепен. Его построили в начале двадцатого века для князя Сергея Щербатова. Не только фасад, но и интерьеры этого дома отличались роскошью и изяществом. Сергей Александрович жил здесь со своей горячо любимой женой Полиной. Я сейчас найду в интернете и покажу тебе портрет княгини. Его написал Василий Суриков в 1910 году. Вот, Алла, смотри. Полине Ивановне здесь двадцать восемь лет.
— Красавица! Мы видим только лицо в обрамлении синей шали. Плат повязан по-старинному, низко надвинут на лоб. И так удачно оттеняет голубые глаза! Только знаешь, Андрей, мне кажется, Полина Щербатова совсем не похожа на княгиню. В её облике есть народная простота.
— Ты угадала, Алла, Полина Ивановна — из крестьян. Её дед был крепостным у Щербатовых.
— Как же Полина вышла замуж на князя?
— История их любви напоминает фрагмент из жития святых Петра и Февронии. Так же, как благоверный Пётр, Сергей Александрович тяжело заболел. Князь лежал в горячке в подмосковном имении Нара, и Полина, подобно Февронии, выхаживала его. Она окончила курсы сестёр милосердия и к тому же знала много народных лекарственных рецептов. Князь Щербатов был покорён терпением, добротой и кротостью девушки. Он понял, что хотел бы всю жизнь видеть Полину рядом с собой и попросил её руки.
— Я бы, наверное, на месте Полины не согласилась выйти замуж за князя. Любовь, надежды на счастье и благополучие — это понятно. Но представляю, как на девушку смотрело окружение жениха.
— Поначалу, действительно, высший свет встретил неравный брак князя и крестьянки с холодным недоумением. Знать с пристрастием наблюдала, к чему приведёт мезальянс. Недоброжелатели предсказывали, что этот союз долго не продержится. Но годы шли, а супруги Щербатовы были всё так же неподдельно счастливы. Княгиня всецело разделила любовь мужа к искусству и стала его помощницей.
— Князь увлекался живописью?
— Да, князь Сергей с юных лет серьёзно занимался рисованием. Профессиональным художником он так и не стал, но вошёл в историю отечественной живописи как меценат и коллекционер. Щербатов открыл художественный салон «Современное искусство», и Полина Ивановна стала его хозяйкой. Своей открытостью, обаянием и простотой она располагала к себе и художников, и великосветских ценителей искусства.
— А как семья Сергея Александровича приняла невестку?
— Полина Ивановна органично вошла в дом Щербатовых, восприняла их уклад, смогла поддержать и продолжить семейные традиции. Так, бабушка и мама Сергея Александровича в своё время открывали приюты, школы, больницы для бедных. И супруга князя включилась в благотворительную деятельность. Например, её заботами во время Первой мировой войны в Москве появилось несколько госпиталей для раненых.
— Супруги Щербатовы до конца дней были вместе?
— Да. Они оказались в эмиграции после революции 1917 года, жили во Франции, в Америке, в Италии. Испытания не остудили их тёплых чувств друг к другу. Сергей Александрович и Полина Ивановна умерли в шестидесятых годах двадцатого века в Риме, и похоронены рядом.
— А портрет княгини кисти Василия Сурикова Щербатовы увезли с собой заграницу?
— Нет. Он остался в галерее особняка на Новинском бульваре. После революции картину изъяли, в 1922 году она поступила в Саратовский художественный музей, где хранится и поныне.
— Если доведётся побывать в Саратове — обязательно схожу в этот музей. А ещё приобрету репродукцию портрета княгини Полины Щербатовой. Хочется иметь перед глазами образ женщины, которая имела замечательный дар — хранить семейное счастье.
«Портрет княгини Полины Щербатовой кисти Василия Сурикова можно увидеть в Саратовском художественном музее».
Предначинательный псалом
Сидела я однажды на скалистом берегу Чёрного моря на полуострове Тарханкут, в западной части Крыма. Солнце медленно опускалось к горизонту, подсвечивая море. Прозрачная морская вода переливалась оттенками голубого, синего и изумрудно-зелёного цвета. Я смотрела на эту красоту и чувство восхищения не покидало меня. Как же совершенно сотворённое Богом.
Чувство радости и благодати от созерцания Божьего мира замечательно выразил царь Давид в одном из своих псалмов. Речь идёт о 103-м псалме, в котором древний пророк благодарит Господа за сотворённый мир и за то, как премудро, как дивно он устроен. Строчки из этого псалма легли в основу молитвы, с которой начинается каждое вечернее богослужение. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебном уставе это песнопение называется «Предначинательный псалом». И то, что именно с него начинается служба, а точнее весь богослужебный суточный круг, — очень символично. Ведь текст псалма отсылает нас к сотворению нашего мира — то есть к началу его существования — и восхваляет Творца, Его премудрость и величие.
«Благословляй, душа моя, Господа! — так начинается песнопение в переводе на русский язык. — Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи». Вот как первая часть песнопения звучит на церковнославянском языке: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́ Го́споди. Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́. Благослове́н еси́ Го́споди».
Давайте послушаем первый фрагмент предначинательного псалма.
Второй фрагмент песнопения почти не требует перевода на русский язык. Вот как он звучит по-церковнославянски: «На гора́х ста́нут (то есть встанут) во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. Посреде́ гор про́йдут во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди».
Давайте послушаем вторую часть песнопения.
Третья часть песнопения тоже вполне понятна на церковнославянском языке. Вот её текст: «Вся (то есть „всё“) прему́дростию сотвори́л еси́ (то есть „Ты сотворил“). Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся́».
Послушаем третью часть предначинательного псалма.
В будничные дни предначинательный псалом читается. А священник в это время молится перед закрытыми Царскими вратами — дверьми в центре иконостаса, ведущими в алтарь. Этот момент богослужения напоминает об Адаме, стоявшем некогда перед воротами рая, из которого он был изгнан Господом за непослушание.
В праздничные службы псалом торжественно исполняется церковным хором, а священник в это время обходит храм и кадит благовонным дымом иконы и всех прихожан — в напоминание человеку о том, что он создан по образу и подобию Божьему и призван к святости. А ещё кадильный дым отсылает нас к образу благодатного Святого Духа, оживотворяющего сотворённый мир и всё сущее в нём.
Благодать Святого Духа коснулась и моего сердца тем далёким днём на скалистом берегу Чёрного моря. Я поняла тогда, что красота сотворённого мира — во всём, что нас ежедневно окружает. В снежинке, упавшей на ладонь, в плывущих по небу облаках, в наших домашних питомцах — прекрасных пушистых созданиях, и, конечно, в нас самих, ведь каждый из нас — творение Господа. Наверное, это и есть счастье — радоваться Божьему миру и ощущать себя его частью. Слава Тебе, Господи, сотворившему всё.
Давайте послушаем Предначинательный псалом полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Трезвый образ жизни». Валерий Доронкин, прот. Илья Шугаев
У нас в гостях были настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости и епархиального отдела утверждения трезвости Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илья Шугаев и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Разговор шел о том, чем опасны алкогольная и другие виды зависимостей, о чем стоит помнить родителям, чтобы уберечь детей от них, а также что может помочь побороть зависимость и вести трезвый образ жизни.
Все выпуски программы Делатели
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе
7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема







