— Виктор, ты только посмотри — мы с тобой в Архангельске, за тысячу километров от Москвы, а первопрестольная нас не отпускает!
— Ты говоришь о картине?
— Да, о полотне, рядом с которым мы сейчас стоим. Скажу честно — я знал, что в Архангельском музее изобразительных искусств есть картина Апполинария Васнецова «Старорусский город» и очень хотел на неё посмотреть.
— Ты и меня заинтриговал. Тем более, что это сам Васнецов. Но, ты, кажется, сказал — Апполинарий. Не Виктор?
— Аполлинарий Михайлович — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, мастер исторического пейзажа. Старая Москва была главной темой его работ. На своих полотнах он с большой достоверностью воссоздавал облик древней русской столицы. Особенно любил Кремль с его соборами, и посвятил ему не одну свою картину. Полотно «Старорусский город» Аполлинарий Михайлович написал в 1899 году.
— Благодаря тебе, Андрей, я только что открыл для себя нового прекрасного художника. Раньше я об Аполлинарии Васнецове не слышал. А теперь вижу, что в творчестве он не уступает своему знаменитому старшему брату.
— Картина как будто живая! Высокие, величественные стены древнего города. А над ними в свете солнечного зимнего утра горят купола соборов.
— Кажется, я даже чувствую свежий морозный воздух... Но, скажи мне, пожалуйста, Андрей, если здесь изображена Москва, то почему Кремлёвская стена — белая?..
— Давай попробуем разобраться. Первый каменный кремль, построенный святым благоверным князем Димитрием Донским в 14 веке, был белым. С того времени Москву и стали называть Белокаменной. Однако, мне думается, что на полотне «Старорусский город» всё-таки изображён более поздний период — вероятно, время царствования Ивана Третьего, то есть, вторая половина 15 века.
— Как ты это определил?
— Смотри — из-за стены виднеется хорошо узнаваемый главный купол Успенского собора. А этот кремлёвский храм был построен уже при Иване III, в 1475 году. К тому времени белые стены Кремля разрушились, и вместо них царь приказал построить новые — из прочного красного кирпича. Они сохранились до наших дней. И вплоть до конца 19 века их белили, чтобы сохранить первозданный облик Белокаменной столицы.
— Тогда, следуя за ходом твоей мысли, предположу, что на первом плане картины — Спасские ворота. Над ними висит большой надвратный образ Спаса Нерукотворного. Но вот только где же главная кремлёвская башня?! На полотне Апполинария Васнецова её нет.
— Это потому, что Спасская башня появится над воротами только в 1491-м году. А привычный для нас вид обретёт ещё позже — уже в 17 веке.
— Вот это картина! Ей можно не только любоваться, но и историю Москвы по ней изучать!
— Недаром Васнецова-младшего называли художником-летописцем. Современники Аполлинария Михайловича говорили, что в его полотнах живет, дышит и рассказывает о себе каждый камень, каждое бревно, каждая маковка церкви.
— Вероятно, художник неплохо разбирался в истории и археологии.
— Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы, участвовал во многих археологических исследованиях и раскопках. Работал с историческими и литературными источниками, старинными планами города. В 1900 году живописец поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы зарисовать её с высоты птичьего полёта. Он говорил: «Я не только пишу мою Москву, я её наглядно как бы осязаю».
— Ты знаешь, а мне вдруг вспомнилось стихотворение Юрия Визбора про Москву. Вот это, помнишь?
О, Москва, Москва святая, я встречал тебя везде:
В синих просеках Алтая и в далекой Кулунде.
Ты не просто город где-то, ты видна в любой ночи,
Развезли тебя по свету, словно песню, москвичи.
— Вот и здесь, в Архангельском музее изобразительных искусств, Москва нас с тобой нашла — на картине Аполлинария Васнецова «Старорусский город».
Картину Апполинария Васнецова «Старорусский город» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема