— Виктор, ты только посмотри — мы с тобой в Архангельске, за тысячу километров от Москвы, а первопрестольная нас не отпускает!
— Ты говоришь о картине?
— Да, о полотне, рядом с которым мы сейчас стоим. Скажу честно — я знал, что в Архангельском музее изобразительных искусств есть картина Апполинария Васнецова «Старорусский город» и очень хотел на неё посмотреть.
— Ты и меня заинтриговал. Тем более, что это сам Васнецов. Но, ты, кажется, сказал — Апполинарий. Не Виктор?
— Аполлинарий Михайлович — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, мастер исторического пейзажа. Старая Москва была главной темой его работ. На своих полотнах он с большой достоверностью воссоздавал облик древней русской столицы. Особенно любил Кремль с его соборами, и посвятил ему не одну свою картину. Полотно «Старорусский город» Аполлинарий Михайлович написал в 1899 году.
— Благодаря тебе, Андрей, я только что открыл для себя нового прекрасного художника. Раньше я об Аполлинарии Васнецове не слышал. А теперь вижу, что в творчестве он не уступает своему знаменитому старшему брату.
— Картина как будто живая! Высокие, величественные стены древнего города. А над ними в свете солнечного зимнего утра горят купола соборов.
— Кажется, я даже чувствую свежий морозный воздух... Но, скажи мне, пожалуйста, Андрей, если здесь изображена Москва, то почему Кремлёвская стена — белая?..
— Давай попробуем разобраться. Первый каменный кремль, построенный святым благоверным князем Димитрием Донским в 14 веке, был белым. С того времени Москву и стали называть Белокаменной. Однако, мне думается, что на полотне «Старорусский город» всё-таки изображён более поздний период — вероятно, время царствования Ивана Третьего, то есть, вторая половина 15 века.
— Как ты это определил?
— Смотри — из-за стены виднеется хорошо узнаваемый главный купол Успенского собора. А этот кремлёвский храм был построен уже при Иване III, в 1475 году. К тому времени белые стены Кремля разрушились, и вместо них царь приказал построить новые — из прочного красного кирпича. Они сохранились до наших дней. И вплоть до конца 19 века их белили, чтобы сохранить первозданный облик Белокаменной столицы.
— Тогда, следуя за ходом твоей мысли, предположу, что на первом плане картины — Спасские ворота. Над ними висит большой надвратный образ Спаса Нерукотворного. Но вот только где же главная кремлёвская башня?! На полотне Апполинария Васнецова её нет.
— Это потому, что Спасская башня появится над воротами только в 1491-м году. А привычный для нас вид обретёт ещё позже — уже в 17 веке.
— Вот это картина! Ей можно не только любоваться, но и историю Москвы по ней изучать!
— Недаром Васнецова-младшего называли художником-летописцем. Современники Аполлинария Михайловича говорили, что в его полотнах живет, дышит и рассказывает о себе каждый камень, каждое бревно, каждая маковка церкви.
— Вероятно, художник неплохо разбирался в истории и археологии.
— Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы, участвовал во многих археологических исследованиях и раскопках. Работал с историческими и литературными источниками, старинными планами города. В 1900 году живописец поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы зарисовать её с высоты птичьего полёта. Он говорил: «Я не только пишу мою Москву, я её наглядно как бы осязаю».
— Ты знаешь, а мне вдруг вспомнилось стихотворение Юрия Визбора про Москву. Вот это, помнишь?
О, Москва, Москва святая, я встречал тебя везде:
В синих просеках Алтая и в далекой Кулунде.
Ты не просто город где-то, ты видна в любой ночи,
Развезли тебя по свету, словно песню, москвичи.
— Вот и здесь, в Архангельском музее изобразительных искусств, Москва нас с тобой нашла — на картине Аполлинария Васнецова «Старорусский город».
Картину Апполинария Васнецова «Старорусский город» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.