Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 1-9
Среди тех сентенций, которые мы только что услышали, есть одна довольно странная, из неё весьма непросто сделать какой-либо вывод: «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдаёт себя за бедного, а у него богатства много». Ну да, действительно, такое случается, ведь всем нам известны люди, которые берут кредиты и покупают себе дорогие вещи ради того, чтобы окружающие считали их обладающими чем-то значительным. И, напротив, есть другой тип людей, у которых достаточно средств, но живут они в высшей степени скромно. Но что эта сентенция делает в Священном Писании? Для чего в книге Притчей содержится это очевидное наблюдение за жизнью?
Пожалуй, самым правильным решением будет попытка прочитать приведённые ранее слова в свете основной мысли книги Притчей, то есть как относящиеся не к материальному богатству, а к обладанию мудростью. Зачастую с мудростью поступают точно так же, как и с имуществом: есть те, кто хочет произвести впечатление мудрого, и ради такого впечатления человек идёт на своего рода «кражу премудрости», то есть он берёт чужие мысли, «выдёргивает» их из контекста и без указания авторства выдаёт их за свои собственные. Но есть и противоположный тип людей: они по-настоящему мудры, но при этом и в беседах с близкими и в публичных речах они не пытаются произвести какое-либо впечатление, они никого не цитируют, не говорят «умных» и возвышенных слов, их речь очень проста, иногда кажется, что и сам человек не представляет из себя ничего серьёзного. Это впечатление может быть обманчивым, точно также как обманчивым может быть и впечатление, которое производит тот, кто обильно воспроизводит чужую мудрость. По сути дела, книга Притчей предостерегает нас от поспешных выводов о ком бы то ни было.
Впрочем, есть и ещё один смысл в упомянутой ранее фразе премудрого царя Соломона. Зачастую люди склонны полагать, что богатство приводит человека к высокомерию и тщеславию, бедный же человек, напротив, как кажется, застрахован от этих недугов души. Это ошибочное мнение, против такой ошибки предостерегал в своём комментарии святитель Иоанн Златоуст, он сказал так: «Таким образом, ни богатство не служит причиной высокомерия, ни бедность — смирения». И высокомерие, и смирение никоим образом не связаны с чем-либо материальным, это сугубо духовные состояния, и нам стоит об этом помнить.