Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29
Книга Бытия, Глава 10, стихи 1
Ситуация с поведением Хама, захотевшего поглумиться над отцовским проступком, но не поддержанного братьями, очень тонко осмыслена святителем Филаретом Московским. В Ное он видит — не более, не менее! — образ Самого Сына Божия, Христа Спасителя! Не верите? Послушайте, что он пишет: «Ной упившийся, обнажённый, подверженный поруганию (Быт. 9:22), покрываемый (Быт. 9:23), проклинающий (Быт. 9:25), благословляющий (Быт. 9:26-27) не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнажённого на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего».
Невероятный поворот, не правда ли? И, если быть точным, не только святитель Филарет видел в Ное образ Христа: о том же говорили и другие святые отцы. Но как же это возможно? Разве поступок самого Ноя — опьянение от невоздержанности — не достоин порицания?
Но ещё раз вслушаемся в слова святителя, где он говорит о Христе буквально как о «испившем всю чашу... собственной любви к человеку». Какой грандиозный образ! Сын Божий — словно горячо влюблённый юноша, опьянённый не вином, но своей любовью — не замечающий холодности возлюбленной, пропускающий мимо ушей её колкие насмешки, прощающий любые обиды и поругания, и готовый ради неё идти на любой позор, любые страдания, броситься в самую пасть адову — лишь бы никогда не разлучаться с ней! Вот как Бог любит душу каждого из нас — но понимаем ли мы это? Разве не кажутся нам порой поступки Бога по отношению к нам... странными, нерациональными, временами — даже избыточными? Не ведём ли мы себя — откровенно по-хамски — когда уязвимость Бога, беззащитность Его любви перед нашим безразличием и самолюбованием воспринимаем как повод поглумиться — например, когда говорим: как я ловко разрулил ситуацию! И этих обошёл, и того обхитрил! Да не людей ты обманул: ты распахнутую к тебе любовь Божию обплевал, проигнорировал, не заметил — приписывая удачу собственной ушлости, а не безграничной милости Божией!...
И представляете, что мы будем ощущать, когда предстанем в вечности лицом к лицу — и окажемся не перед ожидаемым Грозным Судьей и Мздовоздаятелем — а перед этим самым тихим, невечерним светом Христовой любви — и увидим, что от самого младенчества до гробовой доски эта любовь никуда не исчезала, не отступала от нас, всё принимала, всё проглатывала, всё проживала вместе с нами — и вот тогда каждый из нас увидит себя подлинного в отражении этого света... И очутившись перед этой обнажённой беззащитностью Божественной любви, обращённой к нам — куда мы направимся сами? Хватит ли нам мужества покаяния прорваться сквозь весь свой стыд от своего хамского поведения в жизни — или мы предпочтём сбежать куда угодно от этого обличающего света, невыносимого для нашей самости?...