Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22
Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7
Сказать, что начало 9-й главы книги Бытия — странное и загадочное — не сказать ничего! В этих стихах, где Бог обращается к Ною после его жертвоприношения, ощущается некий глобальный разворот — и это видно уже из самой тональности текста. Бог начинает Своё слово и заканчивает его одни и тем же благословением — плодиться и размножаться и наполнять землю — но как много напряжения между этим краями!
Впервые мы видим, что Бог совершенно иначе определяет отношения человека к окружающему его миру. Если в Эдеме Бог приводит зверей к Адаму и наблюдает, с какой лёгкостью его творение проникает в самую суть животного и нарекает имена — то здесь мы слышим нечто совсем другое: теперь страх и трепет признаётся нормой отношения всего тварного мира к человеку. Не соработничество. Не уважение. Не служение. И, конечно же, не любовь. А — страх. Не тот благоговейный страх-почтение, «страх Божий», о котором мы слышим у святых отцов. А именно животный страх-ужас, у которого только один вектор: избежать любыми способами опасности. Тот же самый человек, которому в раю была поставлена задача преобразить весь окружающий мир, чтобы всё стало прекрасным Эдемом, — оказался самым опасным врагом...
Что же произошло? Как же надо было постараться, чтобы даже единственной здоровой семье, оставленной в живых, всё равно предстояло жить в таких новых условиях? Да, это, увы, законный результат того господства греха и нечестия, которым было пресыщено допотопное человечество. И пусть Ной оказался единственным, кого имело смысл спасти — но, к сожалению, и в нём эта зараза греха всё равно присутствовала. Увы, допотопный человек показал себя с самой худшей стороны: он оказался не творцом и художником бытия, а наглым и своенравным хищником, для которого чужие слёзы — лишь потеха... Как пишет святитель Филарет Московский, «Адам был владыкою твари — но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом». Представляете, каково было Богу наблюдать такую деградацию Своего самого лучшего и самого перспективного творения?...
И что тут делать — когда все надежды на исправление рухнули? Остаётся только одно: существенным образом понизить планку требований, чтобы она помогала хотя бы немного подтягиваться вверх, к Небу. Мы слышим, как Бог дозволяет употреблять мясо животных — потому что до потопа была благословлена только растительная пища. Но, несомненно, и этот запрет человечество постоянно нарушало: Бог идёт навстречу, Он снисходит к человеческой слабости и отменяет предыдущий запрет. Однако и здесь Бог вносит важный элемент ограничения: можно есть плоть животных, но нельзя вкушать их кровь — кровь как носитель жизни должна возвращаться в землю. Нам сложно понять сегодня этот запрет, он кажется отдающим каким-то магизмом — но нам не понять и сознание тех людей, которым и был произнесёт этот запрет. Несомненно одно: вкушение любой пищи, хоть растительной, хоть животной — это действие, по своим результатам далеко выходящее за рамки удовлетворения физиологической потребности. Поэтому здесь надо быть очень внимательными: в конце концов, мы становимся тем, что едим — как бы не интерпретировать эти слова.
Какой же главный вывод следует нам сделать из услышанного? То, что Бог — не только Премудрый Педагог, ведущий каждого из нас к спасению, но ещё и Неотступный в Своей любви к нам. И если мы не смогли взять заданную Им высокую планку — Он обязательно опустит её ниже — но ровно настолько, чтобы мы смогли её взять! А затем Он снова и снова будет нас тренировать — пока изначально поставленная цель не будет нами достигнута!