Святая великомученица Марина. Часть 1.
Святая Марина родилась в третьем веке в Антиохии Писидийской – сейчас это область Турции. Отец ее был язычником-жрецом. От своей кормилицы святая Марина услышала о христианской вере. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она приняла крещение. Узнав об этом, отец отрекся от нее. Однажды пятнадцатилетняя Марина пасла овец, ее увидел проезжавший мимо правитель Антиохии. Он был очарован красотой девушки и предложил ей стать его женой. Марина не скрывала, что она христианка. Правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отказалась принести жертву идолам и осталась при своей вере. Тогда ее подвергли жестоким истязаниям, при виде которых народ плакал от жалости. Во время пыток земля содрогнулась, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и всех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней мученические венцы приняли пятнадцать тысяч человек.
Святая великомученица Марина. Часть 2.
Святая великомученица Марина родилась в Малой Азии, в городе Антиохии во время правления императора Диоклетиана. В детстве она стала христианкой, а в пятнадцать лет претерпела страшные мучения от язычников и была казнена. Страдания великомученицы описал их очевидец по имени Феотим. Именно он установил традицию почитания святой Марины. Феотим умастил благовониями тело великомученицы и скрыл его в доме некой христианки в Антиохии. Впоследствии, когда гонения на Церковь прекратились, мощи святой Марины были помещены в каменную гробницу в специально построенном храме, где много лет в день памяти святой после литургии устраивали поминальную трапезу в честь великомученицы. От мощей святой Марины были засвидетельствованы многочисленные чудеса. Из Антиохи мощи были перенесены в Константинополь, а после того, как город захватили крестоносцы, честные останки великомученицы были вывезены в Италию. Часть её мощей сейчас находится на святой горе Афон.
Псалом 15. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Царь Давид — это один из тех людей, с которыми, пожалуй, очень многие хотели бы пообщаться лично, ведь очень интересно было бы узнать об истоках духовного опыта царя, о его пророческих прозрениях, о том, как он сам воспринимал свои псалмы. Сегодня во время богослужения в православных храмах устав предписывает прочитывать 15-й псалом. Этот псалом интересен в первую очередь тем, что в нём мы можем найти крайне важные слова о Мессии.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Только что прозвучавший псалом начался с вполне понятного воззвания: Давид молитвенно попросил Бога хранить его, ведь царь уповает на Бога, или, иначе, он никогда не позволил себе те мысли, слова и действия, которые были бы противны божественным установлениям. Далее Давид раскрыл свою мысль, в частности, он указал, что ни при каких обстоятельствах он не приносил жертвы языческим богам, и нет той силы, которая заставила бы его это сделать. После этого царь упомянул удивительную способность Бога: Господь может учить нас в любое время и в любой ситуации, даже во время сна, если, конечно, человек хочет учиться. Давид учиться хотел, а потому вскоре после этих слов происходит своего рода качественный скачок: Давид перестаёт говорить о себе самом и переходит к пророческим словам о Христе. Эти слова звучат так: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10).
Конечно, на эти слова Псалтыри существуют вполне рациональные комментарии, которые говорят о том, что в контексте ситуации написания псалма — Давида в то время окружала опасность — речь идёт о самом Давиде, которого Бог сохранит и не даст ему погибнуть от руки врагов. Да, не исключено, что первейший смысл слов 15-го псалма именно такой, однако есть и другое, высшее понимание слов Давида, это понимание выразили многие прославленные Церковью святые, к примеру, святитель Николай Сербский, которой написал так: «Это слова вдохновенного тайновидца, слова святые, пророческие. Давид говорит это о Владыке Христе, о Его душе, о Его теле, то есть о том, что в Нём человеческое.
То, что эти слова Давида относятся к воскресшему Христу, засвидетельствовал апостол Пётр в своей первой речи по сошествии Святого Духа (Деян. 2:14–36). Давид, говорит он, и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, не могут эти слова относиться к Давиду, хотя и произносит он их как бы от себя и о себе. Нет, они относятся к кому-то из потомков Давида по плоти. Давидово тело истлело, обратились в прах и тела других его потомков. Христос же — его Потомок по плоти, Который не остался в аду, и Его плоть не увидела тления».
Церковь абсолютно солидарна с только что процитированными мыслями святителя Николая. Вместе с этим мы верим, что сам Давид, может быть не вполне отчётливо, но понимал, что за его словами скрывается иной — высший — смысл, смысл, которому ещё лишь предстоит открыться и который был в полноте явлен в Христовом Воскресении.
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 15. На струнах Псалтири
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой;
блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим —
к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому;
я не возлию кровавых возлияний их,
и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей.
Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам,
и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня;
даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа,
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тление.
11 Ты укажешь мне путь жизни:
полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек.
О талантах и важных встречах. Ксения Хайсанова

Утром в Великий вторник я была на службе в храме. Читали евангельскую притчу о талантах. Потом — о десяти девах, у пяти из которых к приходу жениха закончилось масло, погасли светильники, и они не смогли стать участницами праздничного пира. Мое сердце эти Евангельские эпизоды всегда очень трогают.
«Как же правильно служить Христу?» «Как не закопать свой талант в течение жизни, и когда придет время вернуть его Богу?» — я задавалась этими вопросами, сидя в электричке. Ехала на интервью со священником.
Я работаю журналистом в газете при епархии. Благодарю Бога за возможность таким образом служить Ему. Но иногда тщеславлюсь. Напишу что-то и думаю: «Какая же я молодец! Материал точно получился хорошим!» И тут неизменно происходит следующее: редактор возвращает текст, а вместе с ним — десяток замечаний и правок. Становится обидно. Я же себя в душе уже похвалила, а меня на место поставили.
После того, как я несколько раз попалась в ловушку собственного тщеславия, стала молиться перед началом работы примерно так:
«Господи, пусть всё, что у меня получится, будет во славу Твою! Помоги мне послужить Тебе!» И тогда текст получался лучше. Но, думая об этом, я хвалю себя и снова подкрадывается тщеславие.
Сейчас я тоже помолилась перед выездом на интервью. К концу Великого поста было мало сил работать. А материал нужно было сделать и сдать быстро. Вошла в храм. Мы встретились с батюшкой. Я увидела его глаза, такие уставшие. «Наверное, не выспался — подумала я, — на страстной столько Богослужений! А еще — я знала, что он еще и духовно окормляет военных». Что уж тут моя усталость...
Тем не менее, наш диалог складывался легко. Было тепло и спокойно, как с родным человеком. И я нашла ответ. Господь показал: «Смотри, есть люди, у которых и таланта, и елея сердечного достаточно, но они об этом слишком много не думают. Просто даже на пределе своих возможностей творят благо людям, во славу Божью». Вот оно — лекарство от тщеславия — делать дела любви. И думать именно об этом.
Когда мы закончили беседовать, на душе было мирно и спокойно, будто мы не просто говорили, а молились вместе о самом важном. Светило солнце. Природа словно предвозвещала Пасхальную радость. Материал оказался у редактора вовремя. Благодарю, Господи, за то, что Ты даришь такие важные встречи.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение