Во все времена самым важным для женщины делом было рождение детей. «Плодитесь и размножайтесь» - первая заповедь Бога, данная людям. И женщины, следуя ей, выполняют свою главную миссию. Но что делать тем, кто потерял надежду воплотить своё предназначение? Огорчаться и плакать или молиться и верить в чудо?
В 11 веке до Рождества Христова в городке Рама, что недалеко от Иерусалима жила семья Елкана и Анны. Елкана мечтал о сыне, но Анна никак не могла родить. Елкана очень любил Анну, но желание обзавестись потомством было сильнее. И он взял себе вторую жену по имени Феннана. Для евреев того времени это была типичная семья: муж и две жены. С Феннаной Елкана стал отцом нескольких детей. Добрая и благочестивая Анна не обижалась на мужа. Но её огорчало то, что Елкана не понимал, насколько ей тяжело нести на себе крест бесплодной женщины и как мучило её желание иметь ребёнка. Анна ни разу не упрекнула мужа в непонимании. Да и в чём упрекать человека, который читает Библию и живёт по заповедям?
Феннана презирала Анну за то, что у неё нет детей. Но относилась к ней как к сопернице, потому что видела, насколько сильно Елкана любит свою первую жену. Ревность доводила Феннану до исступления и она осыпала Анну бранью. Но Анна ей никогда не отвечала. И даже мужу не жаловалась.
Неподалёку от Рамы находился город Силом. Здесь стоял древнееврейский храм – Скиния – к которому каждый год стекались богомольцы. Елкана со всей семьёй тоже приходил в Силом. Для Анны такие путешествия были тяжёлым испытанием. Именно здесь Феннана издевалась над ней с особым удовольствием. И в этот раз Анна выслушала в свой адрес много оскорблений. И то, что она не может быть хорошей матерью, а Бог это видит, поэтому не даёт ей детей. И то, что Елкана её ненавидит, потому что нельзя любить бесплодную женщину. Услышав это, Анна разрыдалась и побежала к храму. Войдя в него и упав на колени, она стала с глубокой верой молиться о ребёнке: «Господь Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его». Эти слова стали со временем одной из самых знаменитых ветхозаветных молитв о материнстве.
В храме, кроме Анны, находился только священник И́лий. Женщина была в таком возбуждённом состоянии, что Илий решил: она пьяна. Подошёл к ней и потребовал сначала протрезветь, а потом переступать порог храма. Анна повернулась к Илии, и только тут он увидел залитое слезами лицо. Это развеяло подозрения священника. Узнав причину её горя, Илий стал молиться вместе с Анной, а потом отпустил женщину, сказав на прощание, что Бог исполнит её желание.
Так и вышло. Через некоторое время после возвращения домой, Анна забеременела. И в положенный срок на свет появился здоровый малыш. Анна называла сына Самуилом, что означает «испрошенный у Господа». Не было на свете счастливей женщины, чем Анна. И Елкана радовался вместе с женой. Елкана и Анна с любовью воспитывали сына. А когда Самуил немного подрос, они все вместе отправились в Силом и оставили сына в храме на попечении священника Илии. Так Анна сдержала слово, данное Господу.
Расставшись с Самуилом, Анна очень тосковала. Илий, видя, как родители любят сына, благословил их, и со временем в семье один за другим появилось ещё пятеро детей. А выросший Самуил стал великим пророком.
Анна дожила до глубокой старости. Её образ – это идеал материнства в Ветхом Завете. А жизнь - пример того, что искренняя молитва верующего человека будет Господом обязательно услышана и тогда слабые могут стать сильными, отчаявшиеся – полными светлых надежд и даже бесплодные в течение многих лет супруги – счастливыми родителями.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.