Во все времена самым важным для женщины делом было рождение детей. «Плодитесь и размножайтесь» - первая заповедь Бога, данная людям. И женщины, следуя ей, выполняют свою главную миссию. Но что делать тем, кто потерял надежду воплотить своё предназначение? Огорчаться и плакать или молиться и верить в чудо?
В 11 веке до Рождества Христова в городке Рама, что недалеко от Иерусалима жила семья Елкана и Анны. Елкана мечтал о сыне, но Анна никак не могла родить. Елкана очень любил Анну, но желание обзавестись потомством было сильнее. И он взял себе вторую жену по имени Феннана. Для евреев того времени это была типичная семья: муж и две жены. С Феннаной Елкана стал отцом нескольких детей. Добрая и благочестивая Анна не обижалась на мужа. Но её огорчало то, что Елкана не понимал, насколько ей тяжело нести на себе крест бесплодной женщины и как мучило её желание иметь ребёнка. Анна ни разу не упрекнула мужа в непонимании. Да и в чём упрекать человека, который читает Библию и живёт по заповедям?
Феннана презирала Анну за то, что у неё нет детей. Но относилась к ней как к сопернице, потому что видела, насколько сильно Елкана любит свою первую жену. Ревность доводила Феннану до исступления и она осыпала Анну бранью. Но Анна ей никогда не отвечала. И даже мужу не жаловалась.
Неподалёку от Рамы находился город Силом. Здесь стоял древнееврейский храм – Скиния – к которому каждый год стекались богомольцы. Елкана со всей семьёй тоже приходил в Силом. Для Анны такие путешествия были тяжёлым испытанием. Именно здесь Феннана издевалась над ней с особым удовольствием. И в этот раз Анна выслушала в свой адрес много оскорблений. И то, что она не может быть хорошей матерью, а Бог это видит, поэтому не даёт ей детей. И то, что Елкана её ненавидит, потому что нельзя любить бесплодную женщину. Услышав это, Анна разрыдалась и побежала к храму. Войдя в него и упав на колени, она стала с глубокой верой молиться о ребёнке: «Господь Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его». Эти слова стали со временем одной из самых знаменитых ветхозаветных молитв о материнстве.
В храме, кроме Анны, находился только священник И́лий. Женщина была в таком возбуждённом состоянии, что Илий решил: она пьяна. Подошёл к ней и потребовал сначала протрезветь, а потом переступать порог храма. Анна повернулась к Илии, и только тут он увидел залитое слезами лицо. Это развеяло подозрения священника. Узнав причину её горя, Илий стал молиться вместе с Анной, а потом отпустил женщину, сказав на прощание, что Бог исполнит её желание.
Так и вышло. Через некоторое время после возвращения домой, Анна забеременела. И в положенный срок на свет появился здоровый малыш. Анна называла сына Самуилом, что означает «испрошенный у Господа». Не было на свете счастливей женщины, чем Анна. И Елкана радовался вместе с женой. Елкана и Анна с любовью воспитывали сына. А когда Самуил немного подрос, они все вместе отправились в Силом и оставили сына в храме на попечении священника Илии. Так Анна сдержала слово, данное Господу.
Расставшись с Самуилом, Анна очень тосковала. Илий, видя, как родители любят сына, благословил их, и со временем в семье один за другим появилось ещё пятеро детей. А выросший Самуил стал великим пророком.
Анна дожила до глубокой старости. Её образ – это идеал материнства в Ветхом Завете. А жизнь - пример того, что искренняя молитва верующего человека будет Господом обязательно услышана и тогда слабые могут стать сильными, отчаявшиеся – полными светлых надежд и даже бесплодные в течение многих лет супруги – счастливыми родителями.
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Памяти Ефрема Никифоровича Сивохина. Казанский женский монастырь. Вышний Волочек
В городе Вышний Волочек есть замечательное место — Казанский женский монастырь. Он был основан на месте явления чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Перед революцией обитель насчитывала более 700 насельниц, здесь был приют на 250 девочек, богадельня, школа. Сестры трудились на многих послушаниях, в мастерских. В центре обители был построен огромный Казанский Собор необычайной красоты и величия. А рядом, храм в честь Андрониковской иконы Пресвятой Богородицы, единственный в мире. Все это стало возможным, благодаря щедрым, любящим Бога, людям, упокоившимся в этом монастыре. Ефрем Никифорович Сивохин, купец 1-й гильдии, статский советник, потомственный почетный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества — он был строителем Казанского Собора, устроителем многих корпусов в обители, подарил монастырю чудотворную Андроникову икону и, по его словам: «все был готов отдать Царице Небесной!».
Потомки Ефрема Никифоровича и его супруги, Неониллы Афанасьевны, священнослужители из всех тех мест, которым благотворил Сивохин, прихожане храмов, созданных его участием, приехали в Вышний Волочек на конференцию, посвященную 200-летию со Дня его Рождения. Об этом великом благотворителе наша программа.












Все выпуски программы Места и люди