Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11
Главной ценностью для царя Соломона была мудрость от Бога. Для него быть мудрым человеком означает быть счастливым, обладать полнотой жизни. И, напротив, тот, кто пренебрегает мудростью, избегает общения с ней, обрекает себя в итоге на скорби и душевные муки вне зависимости от своего материального состояния и общественного положения.
И сегодня царь Соломон говорит о том, что же именно Божественная мудрость может дать человеку. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его», — говорит он. Перед нами образное выражение. Речь идёт о пространстве человеческой души. Семь столбов — символ семи добродетелей. Древние считали, что это такие качества, как: целомудрие, терпение, умеренность, мужество, вера, надежда, и, наконец, любовь. Тот, кто следует путём мудрости, постепенно приобретает их в своём сердце и таким образом в итоге обретает самость, то есть, самого себя. Говоря языком христианского богословия, человек познаёт, кем он должен быть по замыслу Творца, и начинает организовывать всю свою деятельность в соответствии с этим пониманием.
Однако не только о человеческой душе идёт речь. Дом, который построила Премудрость, — это ещё христианская Церковь. Именно здесь, благодаря участию в таинствах, посредством которых Господь даёт нам Свою благодать, мы можем приобрести то понимание, какое же место мы должны занимать в этой жизни. Какую роль Господь отвёл нам в Своём замысле. Неслучайно число этих таинств также равняется семи. Это Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Венчание, Священство, Покаяние, и, наконец, Евхаристия, то есть таинство Причастия.
Число семь в мире Библии — число символическое. Оно указывает на полноту действия. А потому воспринимать его строго буквально не стоит. Скорее, оно призвано передать важную идею: если человек стремится идти путём Божественной Мудрости, если он старается всеми силами познать Творца, Господь, посредством церковной жизни преобразит его душу, даст ему полноту знания и понимания, которая необходима для того, чтобы обрести душевный мир и покой.
Жизнь такого человека становится подобна торжественной трапезе. Именно поэтому Соломон изображает богатый пир, который приготовила Премудрость своим гостям. Христианские толкователи поясняют, что речь идёт о торжестве Царства Божьего, принять участие в котором Христос приглашает всех нас. Неслучайно центральное церковное таинство, Таинство Евхаристии, так часто и называется «Божественная трапеза».
По словам Соломона, войти на этот праздник не смогут лишь «кощунники» и «нечестивые», то есть, те, кто грешит не по неведению, не по слабости своего существа, а намеренно и планомерно. Те, кто зачастую осознанно противятся Евангелию. Соломон рекомендует оставить их в покое, предоставить самим себе и суду Божию.
Приглашение Премудрости актуально не только для слушателей Соломона. В Евангелии его же повторяет Христос, обращаясь уже не только к евреям, но и к каждому из нас. И мы находимся по сравнению с древними в более выгодном положении. Ведь если даже для царя Соломона мудрость была чем-то абстрактным и нематериальным, то для нас она явлена в полноте в личности Спасителя, которого святоотеческая традиция так и называет «воплощённая Божественная Премудрость». Единственное, что от нас требуется, — откликнуться на это приглашение. Найти в себе силы хотя бы пожелать изменить свою жизнь. Господь, как говорится, и намерения целует. Он обязательно поможет преобразовать это желание в действие, чтобы каждый из нас почувствовал, как божественная мудрость зарождается в глубине сердца, и стал в итоге участником Его радостной трапезы и вечной жизни.