Адрес храма знамения иконы Божией Матери в Кунцеве:
121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
ближайшие станции метро: "Пионерская", "Славянский бульвар", "КУнцевская".
Схема проезда:
Контакты:
121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
+7 (499) 144-25-20.
Адрес сайта: http://hramznamenie.prihod.ru/
Древний итальянский город Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры.
И какое отношение это имеет к Москве?
Да самое прямое. Потому что Храм знамения иконы Божией Матери в Кунцеве строился как раз в стиле храмов Равенны 6-го века. И строил его знаменитый архитектор Сергей Устинович Соловьев, на счету коего, среди прочих здание Cтрогановского училища.
Да и человек, на деньги и на земле которого строился храм тоже оставил свой след в русской истории и культуре. Звали его Козьма Терентьевич Солдатёнков. Старообрядец, предприниматель, владелец художественной галереи, известный книгоиздатель, издававший Некрасова, Огарева, Белинского, Тургенева и многих других. За свою благотворительность, поощрение и поддержку творчества русских писателей и художников получил прозвище "Козьма Медичи", которое даже закрепилось за ним в исторической литературе. Вообще Солдатёнковы одна из самых известных московских купеческих династий, которая стояла в одном ряду с Морозовыми, Третьяковыми и Мамонтовыми.
Но замыслив храм, Козьма Терентьевич до воплощения замысла не дожил. Строительство храма начала и исполнила его супруга Надежда Григорьевна.
Справедливости ради надо сказать, что храм построен был еще Нарышкиными в 1774 году, но быстро пришел в упадок, а новый храм строился заново, хотя и на старом фундаменте.
Вновь построенный Храм освятили в 1913 году. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и богато украшено рельефами.
Вот что сказал о храме наш современник, архитектор Юрий Ростиславович Савельев: «лаконичность цвета и форм, смелость декоративных приемов, точный пропорциональный расчет».
В 1932 году храм закрыли и переоборудовали под военно-спортивный клуб. Колокольню снесли, две главки приделов сбили, мраморный иконостас уничтожили. Внутреннее убранство было расхищено, или передано в музеи.
Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. На сегодняшний день он не только полностью восстановлен, но и включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Из святынь здесь находятся Иверская икона Божией Матери и икона великомученика и целителя Пантелеимона (привезенные со Святой Горы Афон), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей блаженной матушки Матроны Московской.
Мы перечислили не все. Все вы увидите сами в Храме Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве, на Большой Филевской улице.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема