Однажды я брал интервью у актера Евгения Миронова. Он рассказывал, что, готовясь к роли князя Мышкина в сериале «Идиот», попробовал один день вообще не врать — даже в самых мелочах. Не хочешь здороваться с человеком — не здороваться. Не нравится новая прическа коллеги, — так ей честно и сказать. По признанию Миронова, он с трудом продержался один день. Дескать, это очень трудно — мы постоянно говорим неправду, скорее, по привычке, чем ради выгоды. Такова человеческая природа.
И вот я задумался — а может ли на самом деле человек вообще не врать. Поделился мыслью с одной своей знакомой. Та горячо отреагировала: «Конечно, не можем. Ну представь, что было бы, если все говорили только правду. Вот приходишь ты на работу, вызывает тебя начальник, дает глупое и скучное задание, а ты ему отвечаешь: знаете что Иван Иванович, вы глупый, задание ваше скучное, идите вы вообще куда подальше. А я сказала Вам правду. Если бы люди говорили все время правду, это был бы хаос…»
Мне кажется, я наконец-то понял, в чем корень проблемы. Когда мы говорим, что правду в лицо говорить нельзя, мы почему-то все время под правдой понимаем грубость, наглость и прямое хамство. Как будто правду нельзя сказать вежливо и с любовью. Конечно, вопрос сложнее, и не всегда все нужно говорить в лицо. Но если выбор стоит между тем, чтобы солгать вежливо или сказать правду грубо — но по-христиански выбор, с моей точки зрения, сделать невозможно. Христианский выбор может быть только одним: сказать правду — но с любовью и без осуждения. И более того, только это я в принципе готов считать правдой. Там где нет любви, там и правды никакой быть не может.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











