Книга Бытия, Глава 5, стихи 32
Книга Бытия, Глава 6, стихи 1-8
Как же много исторических загадок скрыто в этом небольшом отрывке из книги Бытия! Кто такие «сыны Божии»? Откуда появились «исполины»? Почему так сильно сокращается срок человеческой жизни — вместо сотен лет — всего до 120? Да и как Бог может раскаяться в том, что Он же Сам и создал, — разве у Бога бывают ошибки? Одним словом, вопросов множество — а однозначных ответов — мало.
Совершенно ясно из текста только одно: человечество, которому Бог предоставил полную свободу самоопределения, пошло совершенно другим путём, прямо противоположным Божественному замыслу. И что теперь делать? Если оставить всё, как есть — человечество само себя уничтожит. Неужели весь план может так легко провалиться?
Заметим, что в тексте Ной появляется только после того, как Бог уже принял решение о полном истреблении всего живого. О Ное сказано совсем немного: он был праведен, непорочен и «ходил перед Богом». Так и хочется привести аналогию: садовник, который с тоской и печалью осматривает засохшее любимое дерево — которое придётся вырубать — вдруг обнаруживает единственную маленькую живую почку! Каким-то чудом она продолжает жить в уже засохшем дереве — и теперь главной задачей садовника становится обеспечить ей возможность не только выжить, но и сохранить уже обречённый на исчезновение сорт!
Пример Ноя — это один из самых вдохновляющих примеров в Священном Писании. Мы не знаем никаких подробностей, чем именно занимались окружавшие его люди, до какого предела разврата они опустились — но если уже и чаша Божественного долготерпения оказалась переполнена, значит, это было нечто зашкаливающее. Однако даже в таком окружении Ной мог оставаться непричастным греху — именно потому, что «ходил перед Богом». Неужели и каждый из нас, если последует примеру праведного Ноя, — тоже может обрести абсолютную внутреннюю свободу от среды, которая агрессивно стремится сделать нас такими же, как и все остальные? Это может показаться невероятным, но история Ноя доказывает: да, это возможно!
И рецепт этой внутренней свободы вот какой: когда Бог — твой Господин, твоя высшая, первейшая ценность — и драгоценность! — то что бы ты ни делал, куда бы ни направлял свою мысль, она всё равно будет снова и снова возвращаться к Богу, поверяться Им — а не собственным рассудком — насколько правильно или неверно поступаешь!
И время Великого поста — прекрасная возможность, чтобы начать упражняться в этом постоянном обращении всего к Богу — и именно в этом найти покой и тишину, даже когда вокруг — хаос, смятение и тревога!