Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

Сегодня, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери мы вновь слышим положенное на все богородичные праздники евангельское чтение. Чтение, в котором нет прямого упоминания о Божией Матери, хотя в Евангелиях немало мест, в которых упоминаний о Ней и даже Ее слов если не с избытком, то вполне достаточно. Но Церковь выбрала именно этот составной отрывок. И не потому, что в нем косвенно упоминается Дева, родившая и воспитавшая Богочеловека.
Тем более, что упоминается она женщиной, находящейся в явном состоянии аффекта, в состоянии душевного возбуждения. Христос возвращает эту женщину к действительности. Он делает это довольно строго, но, как и всегда, справедливо и поучительно. Состояние душевного порыва — прекрасная вещь; но самое прекрасное — будничная ежедневная жизнь в повиновении Господу. Никакие прекрасные чувства не могут заменить благопристойных деяний. Как и никакое родство не может заменить личной веры и личного благочестия. Да, мы прославляем Приснодеву Марию как Божию Матерь. Но в Ее случае Воплотившийся через Неё Богочеловек не был тем естественным продолжением рода, которым являемся все мы по отношению к своим родителям. Мы рождаемся вне зависимости от личного благочестия родителей, хотя, несомненно, существует некоторая связь между нашей жизнью и степенью праведности наших родителей. Но эта связь не абсолютна. Она же стала Матерью Бога именно потому, что соединила в Себе все возможные человеческие достоинства и находилась на вершине праведности и святости. Как раз о том, что же это за вершина, что является великим и ценным в глазах Бога и говорит нынешнее евангельское чтение. Ценно слышать и соблюдать то, что говорит Бог.
Восторженное человеческое суждение признало Богоматерь блаженною единственно за рождение Ею Богочеловека: Богочеловек же возвышает достоинство Богоматери, когда называет особенно блаженными слышащих слово Божие и хранящих его. Это блаженство Божия Матерь имела превыше всех людей, внимая словам Богочеловека и храня их с таким сочувствием и тщательностью, каких не имел и не имеет никакой другой человек. Нам же остаётся лишь подражать Ей в этом умении сочетать все должным образом служение духа и служение тела, не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, молиться Ей, чтобы Она сама научила нас хранению слов Своего Сына в наших сердцах.