Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3
Великий английский поэт и драматург Уильям Шекспир однажды заметил: «Чем страсть сильнее, тем печальнее бывает у неё конец». В данном случае под словом «страсть» Шекспир понимал сильное любовное чувство, которое может всецело охватить человека, помутить его рассудок. Православная духовная традиция полностью разделяет недоверие английского поэта к страстным порывам. Более того, Церковь прямо говорит о губительности страстей. Однако она имеет в виду не столько сильные чувства, сколько греховные навыки или привычки человека.
В писаниях святых отцов можно найти упоминания о восьми главных страстях: чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии, гордости. В языковом плане слово «страсть» является родственным понятию «страдание». Что не удивительно. Греховная зависимость приносит человеку только призрачное удовольствие и всякий раз оборачивается духовной и физической болью. Как, например, чревоугодие.
Поддавшись чревоугодию, человек впадает в зависимость от еды. Он потребляет огромное количество продуктов, приобретая многочисленные заболевания. Точно такие же последствия имеют и все остальные страсти. Тщеславие и гордость приводят, например, к мании величия. Причиной возникновения страстей в человеке является дьявол и злые духи — бесы. Они искушают человека. Уговаривают его идти против совести, вновь и вновь поддаваться греху. Так бесы губят человеческую душу.
Ещё одной общей чертой для всех страстей является то, что их очень сложно контролировать. Оказавшись во власти греховного навыка, человек вынужден ему следовать — несмотря на все последующие страдания. Интересно, что страсти — это не что иное, как искажение нормальных человеческих потребностей. К примеру, естественным является стремление людей к продолжению рода. Однако под воздействием злых духов возможность зачатия новой жизни превращается в блудную страсть. О ней, в частности, говорит нам царь Соломон в сегодняшнем отрывке из книги Притчей.
Слова мудрого правителя древнего Израиля касаются, на самом деле, не только половой распущенности и супружеской неверности. Губительным, как мы сами выяснили, являются для человека все страсти и пороки. Христианин призван Богом к духовному совершенству и ответственному отношению к жизни. Мы должны помнить, насколько коварными могут быть дурные пристрастия. Они накапливаются в человеке постепенно. Всё, чаще всего, начинается с чревоугодия, которое нужно понимать не только как обжорство, но и как зависимость от еды, вещей и комфорта в целом. Человек, разбалованный всевозможными удобствами и излишествами, подвергается нравственной расслабленности. Она приводит к блудным стремлениям и желаниям — различным формам развращённости. Для удовлетворения страстей чревоугодия и блуда нужны деньги.
Человек начинает заботиться не о необходимом, а об обеспечении своих порочных желаний. В результате деньги приобретают в жизни особое значение, получают власть над своим владельцем. За сребролюбием приходит страсть гнева. Греховный гнев базируется на эгоизме. Человек, влюблённый в себя и поглощённый собственными желаниями, злится, когда ему приходится отвлекаться от себя или когда что-то не соответствует его видению.
Однако жизнь берёт своё. И как ни влиятелен эгоист, далеко не все его желания исполняются. Поэтому гнев сменяется печалью, но не о грехах или ошибках, а греховной печалью о несбывшихся капризах. За печалью приходит уныние — состояние опасное, заставляющее забыть о Боге и Его любви. Греховным способом побороть уныние является тщеславие — стремление получить мнимую славу и популярность. Вершина пороков — гордость. Она приводит человека к мысли, что Бог ему не нужен, что он сам и является «богом». От подобных глубин нравственного падения пусть Господь нас всех избавит!