Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 16-25
В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаия обращается к еврейскому народу со словами обличения. Он упрекает своих единоплеменников в том, что в их среде появилась социальная несправедливость. Богатые хитростью лишают бедняков земли, что в корне противоречит закону Моисея, который говорит, что каждая семья должна иметь в Земле Обетованной собственный участок, на котором она будет выращивать хлеб. Причина этой несправедливости кроется в духовной жизни. Религиозный закон перестал быть авторитетом для людей. За такую расслабленность, по словам пророка, Господь попустит такие условия, когда сама жизнь сделает Его людей равными. Так Исаия предсказывает Вавилонское пленение Израильского народа. После войны опустошение еврейской земли будет такое, что даже остатки скота лишатся присмотра пастухов. Овцы будут сами блуждать по пастбищам. Под овцами не обязательно понимать только животных. Речь идёт и о простых евреях, которые остались на пепелище в то время, как знатные люди уведены в плен, и теперь питаются о тех запасов, которые некогда принадлежали богачам.
Далее пророк указывает на духовные причины постигшего Израиль бедствия. Люди поражены недугом дерзкого самодовольства. Они смотрят на самих себя, как мудрых и разумных, то есть, рассчитывают лишь на свои силы, думают, что в их жизни всё зависит только от них. Таких, по словам Исаии, ждет участь соломы, которую бросают в огонь. Неожиданно, в один миг их жизнь рухнет. Столица будет разрушена. Разорение будет такое, что трупы людей, как помёт, будут лежать на улицах города. Кого-то ждёт немногим лучшая участь: они, связанные и униженные, будут отведены в плен.
Слова пророка актуальны на все времена. Нередко мы можем услышать от окружающих: «Я сам себя сделал». И действительно, посмотришь, у человека всё есть для комфортной жизни: материальный достаток, связи, уважение и положение в обществе, стабильность. Всё это само по себе неплохо. Но проблема в том, что зачастую таким людям не нужен Господь. Слова о Боге, покаянии, жизни по совести нередко вызывают у них насмешку или даже раздражение. Они делают всё, что им заблагорассудится. Как говорит пророк, они «зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким». Именно поэтому Господь в Своём Евангелии призывает нас к духовной нищете. Призывает осознать, что как наши материальные, так и душевные богатства нам не принадлежат. В любую минуту Господь может забрать у нас то, что Сам когда-то дал. Только в таком сердечном состоянии человек может по-настоящему быть верным Богу и исполнять Его заповеди.