Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 7-16
Только что прозвучавший отрывок начинается со сравнения. Пророк Исаия сравнивает Израиль с виноградником. Образ, довольно распространённый в Священном Писании. Нередко авторы Библии сравнивают Бога с земледельцем, который выращивает виноград, то есть, израильский народ. Он дал ему крепкую ограду, Закон Моисеев; послал к нему добрых работников, Своих пророков; очистил его от камней, то есть от всяких языческих суеверий. Однако вместо того, чтобы принести добрые плоды, верность, послушание и любовь к Своему Создателю, виноградник-Израиль приносит дикие и кислые ягоды. Сегодня пророк Исаия разъясняет, о каких именно плодах идёт речь.
Слова пророка — это слова обличения сильных мира сего. Он обращается к еврейской аристократии, которая вопиющим образом нарушала ряд важных законов. В первую очередь — закон о наследовании земли. Согласно заповедям Моисея, каждая еврейская семья обладала правом на участок в Палестине. На этом участке можно было построить дом и вырастить столько пшеницы, сколько хватило бы этой семье на пропитание. В случае крайней нужды человек мог заложить свой участок или продать его, но только на время. Каждый 50-й год, который назывался «юбилейный», все долги аннулировались. Родовое имущество возвращалось их владельцам. Однако богачи часто нарушали этот закон. Торговля хлебом являлась очень прибыльным бизнесом в Палестине. Поэтому они скупали земли бедняков, чтобы выращивать на них большее количество пшеницы. При этом вопреки закону они не возвращали земли. В результате малоимущие евреи практически превращались в крепостных. Ко всему этому Исаия упрекает судей в том, что они не вершат праведный суд и проливают в итоге невинную кровь. Иначе говоря, богатые ведут себя так, как будто Земля Обетованная существует только для них. Они совершенно не думают о своих братьях. За такой образ жизни весь Израиль постигнет бедствие. Придёт враг и разорит их землю. Многочисленные дома, которые богатые построили себе, будут стоять пустыми. Их огромные поля перестанут давать обильный урожай. Народ уйдёт в Вавилонский плен, где знатные люди окажутся наравне с простолюдинами.
Прозвучавший отрывок очень показателен. Это яркий пример того, что тема социальной справедливости занимает в пророческой письменности очень важное место. Через все книги проходит ключевая идея: здоровая духовная жизнь тесным образом связана со здоровыми общественными отношениями. Одно предполагает другое. Невозможно быть верующим человеком и брать взятки, притеснять обездоленных, злоупотреблять властью. Если человек ведёт подобный образ жизни, его неизбежно постигнет возмездие. Ведь Бог не только Бог любви, но и правды. И она обязательно восторжествует. При этом есть важный момент. Несмотря на такую активную общественную позицию, мы не найдём в словах пророков призывов к революции и мятежу. Для них подлинное преобразование действительности человек должен начинать с себя самого. Лишь тот на самом деле способен преображать этот мир, кто смог победить свои страсти, изменить своё сердце.