Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24
Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7
Перед нами — буквально в нескольких фразах — важнейшие события истории человечества. Но все эти события — кожаные ризы, изгнание из Эдема, рождение первых детей у Адама и Евы, жертвоприношение от земледельца Каина и скотовода Авеля — происходят в постоянном диалоге с Богом. Творец, как внимательный и заботливый отец, отпускает своё творение самостоятельно принимать решения — но при этом никуда не исчезает, не дистанцируется, но снова и снова вступает в диалог, чтобы помочь человеку выбраться из ситуации, которую сам же человек и создал. Наиболее ярко это представлено в обращении Бога к Каину, когда его жертва не была принята Богом — в отличие от жертвы Авеля. Мы ничего не знаем, сколько прошло времени с момента жертвоприношения — быстро ли вспыхнул всепожирающий огонь мести в душе Каина, или же, быть может, прошли годы — пока вызревал в его сердце преступный замысел — но, по большому счёту, не это главное. Значительно важнее другое: Бог не оставляет Каина наедине с разворачивающейся внутри его жаждой отмщения — и сразу предлагает ему помощь.
Давайте внимательнее посмотрим, какой именно спасательный круг бросает Бог Каину, уже начинающему тонуть в своей ненависти к родному брату. Это очень важно, потому что разве и мы сами зачастую не оказываемся в таком же состоянии неадекватности, как и Каин, будучи захвачены в плен той или иной страстью? Да и если внимательнее посмотреть, то любое наше расстройство — той же самой природы, что и у Каина.
Прежде всего, Господь призывает Каина остановиться и внимательно посмотреть внутрь себя самого. Что произошло бы, если бы Каин честно ответил на вопрос Бога: «почему ты огорчился?» Давайте представим, что мог бы Каин ответить: «Меня задело то, что у этого бездельника Авеля Ты принял жертву, а у меня, столько потов пролившему, пока я выращивал эти плоды, не принял! Я так для Тебя старался — а Ты демонстративно отвернулся! Чем Авель лучше меня?»
Другими словами, Каин ожидал от Бога иную реакцию, и был глубоко задет тем, что произошло. Вывод, к которому Бог подталкивает Каина, достаточно прост: не надо ничего надумывать за другого. Как будет, пусть так и будет — в противном случае расстройства не избежать. Когда мы подготовили близкому человеку подарок от сердца — самое опасное — нафантазировать, как именно этот человек будет радоваться, когда его получит. Но ведь другой — не какая-то программируемая нами машинка, а целая самостоятельная Вселенная — и, скорее всего, в наших прогнозах мы ошибёмся. Но когда этот подарок идёт от любящего сердца — мы его просто отдаём как часть нашей любви — а как это будет воспринято, значения не имеет. Потому что мы дарим свою любовь — а не подкупаем другого.
Не в этом ли и заключается ответ на причину расстройства Каина? Он пытался «подкупить» Бога — а не просто выразить своё отношение к Нему. Быть может, он рассчитывал, что обилие разных плодов компенсирует нехватку его внутреннего расположения к Богу — и Своим отказом принять этот дар Бог показал ему: Бога следует любить — а не подкупать!
Как важно помнить о том, что настоящие отношения — никогда не могут быть «просчитаны», «измерены» и «спрогнозированы»! И это касается не только отношений с Богом, но и между людьми. И когда к нам приходит помысл «задобрить» Бога — молитвой ли, постом, пожертвованием или иным способом — надо вспомнить ситуацию с Каином и Авелем, и честно ответить самому себе: это подкуп — или же идущая изнутри потребность выразить свою любовь?...