Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25

Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

После творения первых людей, Адама и Евы, Бог поселил их в самом красивом и защищённом месте на Земле, — в Райском саду. Бог пожелал, чтобы первые люди не только обитали в Райском саду, но и заботились о его дальнейшем благоустройстве. Господь разрешил прародителям вкушать плоды всех деревьев, росших в Райском саду. В первую очередь, от дерева жизни, которое не только продлевало жизнь Адама и Евы, но и поддерживало их молодость и первозданную красоту.

Несмотря на то, что первые люди были сотворены Богом не детьми, а в возрасте расцвета физических сил, в духовном плане Адам и Ева были крайне неопытны. Господь пожелал, чтобы прародители внутренне совершенствовались, а потому дал им для начала три заповеди — возделывать Райский сад, плодится и размножаться, а также не вкушать от дерева познания добра и зла. Запрет на вкушение плодов в устах Божиих звучал крайне сурово: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Дерево познания добра и зла упоминается в Библии, как особенное — дающее особое знание, но и могущее принести погибель. Когда дьявол в облике змея искушал Еву, та взглянула на дерево и увидела — оно «хорошо для пищи, оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание».

Интересно, что, по мнению большинства библейских толкователей, дерево, если и имело какие-то необыкновенные свойства, то они были связаны исключительно с заповедью Божией. Само по себе оно ничем особенным не обладало. Дерево было средством проверки — насколько первые люди любят и верят Богу. Выяснилось, что их чувства оказались не столь постоянны и прочны, как Адам и Ева пытались демонстрировать. Прародители захотели обладать «божественным» знанием, а приобрели греховные страсти. Дерево познания добра и зла не было яблоней — как думают некоторые. Это всего лишь западная легенда. Скорее всего, оно представляло собой фиговое дерево — смоковницу, проклятую Христом за несколько дней до Его ареста и крестных страданий.

Вкусив плоды древа, первые люди совершили так называемый «первородный грех». Это понятие часто вызывает различные сложности для понимания, а потому является предметом для дискуссий. Интересно, что в Библии термин «первородный грех» отсутствует. Первым христианским автором, который начал его использовать, был Тертуллиан. Он указывал, что после грехопадения Адама и Евы их потомки наследовали «первоначальную порчу». Впоследствии о «первородном грехе» рассуждал также блаженный Августин, благодаря которому этот термин окончательно закрепился в христианском богословии.

«Первородный грех» — комплексное понятие, которое объединяет сразу несколько событий. Первое — сам греховный поступок прародителей, которые по внушению дьявола, нарушили заповедь Божию. Второе событие — последствия этого греховного поступка, имеющие прямое влияние на состояние каждого человека. Последствия первородного греха на протяжении истории получали различное объяснение. Так, например, уже упомянутый блаженный Августин утверждал, что все люди, как наследники Адама, несут личную ответственность за его грех. Это мнение, впрочем, не прижилось в православном богословии.

Диаметрально противоположным по отношению к Августину стало определение, согласно которому последствия греха прародителей заключаются исключительно в повреждении человеческой природы, выражаются в её тленности и смертности, притягательности греха для человека. Дополнением к такому объяснению последствий первородного греха является также и то, что до искупительной жертвы Христа люди не просто были склонны к совершению грехов и пороков, но и находились под властью злого духа — дьявола. Христос, придя на землю, совершил искупительный подвиг, заключавшийся в преодолении греховной пропасти между людьми и Богом. Никаких препятствий в общении с Богом, кроме наших собственных грехов, более не существует. Поэтому давайте стараться жить по заповедям Божиим, беречь чистоту сердца и совести. И тогда мы во Христе обретём прекрасный Рай.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!