Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 14-21
Церковь вплотную приблизилась к началу Великого поста, и нет ничего удивительного в том, что евангельское чтение тоже посвящено этому вопросу — вопросу поста. Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Матфея представляет собой последнее наставление, которое Церковь адресует своим чадам перед вхождением в Великий пост, предполагается, что все мы в своём отношении к постному деланию будем ориентироваться не на что-то иное, а на эти слова Христа Спасителя.
Отрывок состоит из трёх фрагментов, которые посвящены трём различным темам: в первом речь идёт о прощении, во втором о посте и в третьем о том, где должно находиться и в чём состоять истинное сокровище человека. Если вдуматься, то легко заметить, что все эти три темы представляют собой не только содержание этого евангельского отрывка, они определяют и смысл всего Великого поста, из рассмотрения слов Спасителя можно сделать вывод о том, какова цель всех аскетических подвигов предстоящих семи недель и каким должен быть в своей сути этот подвиг.
Начинается всё с прощения. Прощение — это очень простое слово, но очень непростое действие. Когда мы говорим о прощении вообще, то никаких вопросов не возникает, то если мы начинаем рассматривать конкретные ситуации, то всё становится значительно сложнее. Как, скажем, мать может простить врача, по ошибке которого умер её единственный ребёнок? Или как простить убийцу родного человека? Как простить предательство? Это то, что выглядит абсолютно несовместимым с абсолютным и безоговорочным прощением, а потому нет и не может быть никаких общих слов о том, что Бог прощает всех, а потому и мы должны Ему уподобиться. Эти слова правильные, но совершенно не имеющие практического смысла, ведь боль и обида могут быть таковы, что даже сам разговор о прощении будет восприниматься как провокация. Но как же быть? Ведь даже если понимать и признавать правоту Христовых слов о том, что «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», перейти к практике прощения чрезвычайно сложно, а иногда и вовсе невозможно.
Именно поэтому здесь же Господь говорит о посте и о сокровище.
Пост предполагает не только воздержание от определённого рода пищи, он подразумевает под собой ещё и усиленную молитву, а также отсечение всего лишнего. Это время, которое предназначено для того, чтобы понять: а что для меня действительно важно? Что является наносным и временным, а что настоящее? Где среди всей круговерти нашей жизни собственно я? К чему я стремлюсь на самом деле? Без воздержания от информационного шума и от тяжёлой пищи, без молитвы сделать это невозможно. Но если получится пойти по пути истинного поста, то через какое-то время станут очевидными не только ответы на приведённые чуть ранее вопросы, но и то, что является моим настоящим, а не декларируемым, сокровищем, а ведь именно с этим связана и способность прощать, которая, по словам Христа, определяет вечную участь человека. Если моё сокровище — земное и тленное, то, конечно, я не могу простить того, кто у меня его отнял. Но если сокровище — это Бог, то тогда совсем иной вес будет у всего видимого. Нет, оно не станет неважным, но оно померкнет рядом с Нетленным Вечным и бесконечно Прекрасным Творцом.