Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40
Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 7-39
Сегодняшнее чтение представляет собой соединение двух значительных по объёму отрывков. В первом говорится о входе Господнем в Иерусалим, во втором о тайной вечери и споре учеников о старшинстве. Само объединение этих историй в одну не случайно.
Как известно, в древней церкви существовала развитая традиция подготовки взрослых людей ко крещению. Одним из важнейших этапов этой подготовки была проверка чистоты намерений, которые ни в коем случае не должны были быть связаны со стремлением к какой бы то ни было земной выгоде. Учитывая, что первоначально пост был связан с этой подготовкой, все чтения, которые читаются в эти дни, тоже могут рассматриваться в этой перспективе.
Итак, что же мы видим? В первом Христос входит в Иерусалим, но не как обычный человек, а как ожидаемый Мессия. По слову Евангелиста, многие из тех, кто считали себя его учениками, славили Бога и говорили: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!». Выглядело это настолько вызывающе, что фарисеи просили Христа запретить эти возгласы.
Как мы знаем из Евангелий, ученики и прежде рассчитывали на улучшение своего положения из-за близости ко Христу. Теперь же, когда они своими глазами видели Его торжественный вход во Иерусалим, их надежды на привилегированное положение только укрепились.
Но вот мы видим их на Тайной вечери, во время которой Христос прямо говорит о Своих грядущих страданиях и даже о предательстве. На какой-то миг учеников это смутило, и они даже стали спрашивать друг друга о том, кто может быть предателем... Но тут же заспорили о чем-то гораздо более важном и личном. О том, что их действительно беспокоило, то есть о том, кто из них больший. Эта поразительная глухота к происходящему, сконцентрированность на своих интересах ещё больше оттеняется безграничным снисхождением и любовью Христа, Который им, тем, кто не слушает Его, обещает Царство... Который, зная о грядущем предательстве, молится за них, чтобы в итоге, пройдя через все трудности, они вернулись на правильный путь. При этом Господь позволяет им пройти отпадение, потому самоуверенность гораздо хуже.
Мы слышим о том, что сатана стремится к тому, чтобы разделить людей, чтобы рассеивать их по одному, как рассеивают пшеницу во время сева. Это происходило с апостолами, которые после ареста Христа разбежались, но это же происходит и во все времена... потому что дело дьявола — рассеивать людей и вносить вражду... Спаситель молился Отцу для того, чтобы, пройдя испытания, Пётр и другие нашли в себе силы вернуться на путь ученичества. Уже знающие о своем бессилии, уже не такие самоуверенные и наученные горьким опытом собственного предательства. Но именно поэтому ещё больше благодарные Учителю, который для того и пошёл на смерть, чтобы дать им, а вместе с ними и всем нам, надежду на исправление, надежду на то, что после рассеяния и вражды, после всех испытаний жизни, мы всё равно способны возвращаться на путь любви и быть Его учениками.